Беларусь – это не только идеальные дороги, дешевый бензин и вкусная сгущенка. В доброй соседской державе хватает и достопримечательностей, которые стоит посетить. К зубрам и крепостным валам мы отправились на дизельном «Ситроене-С3 Пикассо» | Производство Трнава, Словакия | В Украине с весны 2013 (рестайлинговая версия) | От 144 000 грн | Автор Ярослав Московка | Фото: автор, Александр Редько, Сергей Торгалов

Немного найдется таких городов, как Брест, у которого западная черта – еще и граница самого государства. Причем волею судьбы это место почти всегда находилось на рубежах княжеств, королевств и держав. Первое упоминание о поселении здесь надбужских славян восходит к 1019 году – в «Повести временных лет», писанной смиренным Нестором, говорится о селении Берестье. Много воды с тех пор утекло в небольшой речушке Мухавец, близ которой вырос статный город, на протяжении своей почти тысячелетней истории не раз становившийся предметом раздора меж киевскими, галицкими, литовскими князьями да польскими королями. В чьих только руках не были земли Берестья – оттого и место не раз меняло свое имя: Берестье, Брест-Литовск, Брест-над-Бугом и, наконец, просто Брест…
После очередных переделов в 1795 году Брест-Литовск перешел к Российской империи, и стало ясно, что этот оплот западного рубежа нуждается в порядочном оборонительном укреплении. Однако планы по возведению крепостей не успели свершиться до нападения Наполеона, и зализавшая раны страна принялась за строительство только в 1830 году. Руководил проектом талантливый инженер Карл Опперман, специалист по укреплениям западных границ от Киева до Риги. За свою славную карьеру он привел в боевую готовность Кронштадт, спроектировал Бобруйскую и Динабургскую крепости, был председателем комиссии по возведению Исаакиевского собора и составил первый атлас крепостей всей России.

dsc_4282_03

 Подобно творчеству Пабло Пикассо, автомобиль, названный его именем, смотрится ярким пятном в серой массе. С любого ракурса!

Брест-Литовская крепость вступила в строй 26 апреля 1842 года. Она состояла из цитадели и прикрывавших ее со всех сторон трех обширных укреплений, раскинувшихся на 400 гектарах. Цитадель являла собою естественный остров, по всему периметру которого была возведена двухэтажная оборонительная казарма длиною 1,8 км. С 1864 года достроили девять фортов на расстоянии 3-4 км друг от друга, а к концу 1914 года их было уже 14.
Именно Брест принял на себя первый удар фашистов 22 июня 1941 года. По плану немцы рассчитывали овладеть укреплением уже к полудню первого дня войны, но девять тысяч защитников крепости мужественно держали оборону целую неделю, отражая по 7-8 атак в день, среди которых были и огнеметные… Даже после взятия последнего форта еще до начала августа фрицам не давали расслабиться избежавшие гибели и плена одиночные бойцы.
К 20-летию Победы Брестская крепость вошла в список городов-героев, став в ней особняком – не городом, а единственной крепостью-героем. После фашистских артобстрелов и бомбежек немногие ее исконные строения сохранились, – уцелели в основном здания, прикрытые земляными валами. В советские годы на пространствах крепости появились величественные мемориалы, раскрывающей каждому посетителю дух трагизма и стойкого мужества дней обороны Бреста.

Где трава высока

В сорока километрах на север от Бреста – еще одна легенда Беларуси: заповедник Беловежская Пуща. Это не просто заботливо сохраненный в чистоте да многообразии флоры-фауны лес, а уникальнейший остаток первобытного реликтового леса, покрывавшего когда-то значительную часть европейской территории до того, как ее принялся подчинять себе человек. Постепенно этот равнинный лес был всюду вырублен – и чудом уцелел только здесь, в Беловежье.
Ценность Пущи была замечена еще в 15 веке – в 1409 году польский король Ягайло запретил в своем лесу охоту на пушного зверя. А четырьмя веками позже Александр I наложил вето на промысел зубров. Колоссальный ущерб Пуще нанесли немцы во время Первой мировой: они вырубили здесь больше леса, чем за все последние три века, исполосовали рощу узкоколейками, перебили множество зубров и дичи. Заповедной охраняемой зоной Беловежье стало в 1939 году. Беларусь – страна, которая, в отличие от нас, достойно умеет ценить свое наследие: заповедник сейчас бережно хранится и процветает, при этом вход в него бесплатен.

img_6754

Эти здания были спасены земляными валами Кобринского укрепления от разрушения фашистами.

Лес здесь и в самом деле особенный. По числу видов растений, животных и птиц Пуще нет равных нигде более в Европе. Тут многолетние (до 6 веков!) дубы, 50-метровые ели, стройные, наивно белые березняки. Мягкое чувство спокойствия дарит вам великая природа Беловежья под тихое свое пенье. Уходишь отсюда просветленным, подобревшим и с самыми благими желаниями. Точны строки песни о Пуще: «Унесу я с собой в утешенье живущим твой заветный напев, чудотворный напев…» И лишь одна горчинка закрадывается, когда вспоминаешь, что, по иронии судьбы, чудесный уголок, который был воспет в одной из лучших песен СССР, стал два десятка лет назад и местом печального разрешения участи великой страны.

Обаятельный спутник

Ни один автомобиль не годится для путешествий так, как минивэн – дело ясное. Особенно хорошо, если он дизельный; правда, в Беларуси ДТ дороже «95-го» бензина, но все равно дешевле, чем у нас, – по 8 грн за литр. А поскольку собрались мы ехать небольшой компанией, то и здоровенного «сарая» нам тоже не надо: идеальный вариант – «Ситроен-С3 Пикассо», обновленный в этом году.
Для странствий, причем даже дальних, маленький «Ситрик» продуман славно. При скромнейших внешних габаритах и потрясающей маневренности (после своего громоздкого седана я нарадоваться не мог), «Пикассо»-младший очень просторен внутри и позволяет удобно распихать по многочисленным нишам и кармашкам все, что может понадобиться в пути его экипажу. Жаль только, 12-вольтовая розетка всего одна, да в карманы дверей не лезет полуторалитровая бутылка. Зато как удобны полочки в передней панели, а ее плоский верх отлично справляется с ролью столика для перекуса и заполнения пограничных бумаженций!
Посадка в уютных креслах с вполне достаточной боковой поддержкой замечательная – по-автобусному вертикальная и эргономичная: за весь день – ни малейшей усталости. По обзору с «Пикассо» вряд ли сравнится хоть один одноклассник: сидишь здесь словно в аквариуме, и кажется, что мир вокруг свободно просматривается на все 360º. От двойных передних стоек ощущение необычное, но они ничуть не мешают.

[%GALLERY%]
Обновление этой модели – тот редкий случай, когда при минимуме внешних изменений машина здорово похорошела характером. Прежде всего, стала богаче комплектация и улучшилась отделка. Теперь у «Ситрика» появилась приличная медиасистема с фирменным французским подрулевым пультом (он намного удобней кнопок на баранке!) и навигацией – с последней не заблудишься в Украине, но по Беларуси этой Ариадне ведомы только федеральные трассы.
Но главное – насколько приятнее стал автомобиль на ходу! Гораздо толковей настроена подвеска: дорестайлинговая машина была довольно трясучей и активно противилась высоким скоростям из-за короткой базы вкупе с высоким кузовом. У посвежевшего «Пикассо» намного более плавная «походка», да и курс на шоссе он держит куда уверенней: напрочь исчезли козление и срабатывание подвески до упора на безобидных с виду щербинках. От лихих скоростей автомобиль по-прежнему настойчиво отучает, но ныне уже большей частью из-за посредственной шумоизоляции – после 100 км/ч гудит вольный ветер да вовсю поет мотор.
Кстати, мотор – это действительно песня: веселый дизель преобразил «Ситрика»! Помню, как на бензиновой машине я при обгонах наклонялся к рулю – настолько хотелось поторопить эту неспешную черепашку. У дизеля на 5 л.с. меньше, но момента – 230 Н·м против чахоточных бензиновых 136! Поэтому везет он с удалью, щелкая обгоны, как орешки. Передач в механической коробке пять, но они длинные, шоссейные, так что даже на 110 км/ч мотор трудится менее чем на 2500 об/мин. Понятное дело, это положительно сказывается на экономичности: за все путешествие у нас получился средний расход в 4,9 л/100 км. Считаем – отличный результат для автомобиля с совсем немаленьким лобовым сопротивлением.
«Ситроен-С3 Пикассо» у нас снискал заслуженную популярность, тем более, что и цена его с учетом практичности не столь уж высока. Теперь, с удачным обновлением, появилось еще больше причин полюбить этот добродушный, уютный и задорный автомобиль.

Автомобиль на тест предоставлен компанией «Ситроен Украина».

Citroen C3 Picasso HDI 90

Общие данные
Длина×ширина×высота, мм 4078х1730х1672*
Колесная база, мм 2540
Колея спереди/сзади 1466/1472
Объем багажника, л 385–1506
Радиус разворота, м 5,3
Снаряженная/полная масса, кг 1277/1779
Время разгона 0–100 км/ч, с 14,6
Максимальная скорость, км/ч 174
Топливо/запас топлива, л ДТ/50
Расход топлива: загородный/городской/
смешанный цикл, л/100 км 3,8/4,9/4,2
Двигатель: дизельный с турбонаддувом, Р4, 16 клапанов, 1560 куб. см, Евро-5; 68 кВт/92 л.с. при 4000 об/мин; 230 Н·м при 1750 об/мин.
Трансмиссия: переднеприводная М5.
Ходовая часть: подвески – «Мак-Ферсон»/пружинная балка; рулевое управление – реечное с электроусилителем; тормоза – дисковые вентилируемые/дисковые; шины – 195/55R16.
КОМПЛЕКТАЦИЯ: Tendance.
ЦЕНА: 179 080 грн.
* С крышевыми релингами.

Плюс: Вместительный салон, отличная обзорность, удобная посадка, бодрый дизель.
Минус: Высокая цена некоторых опций, плохая шумоизоляция, только одна розетка.