Превращаем летнее дизтопливо в зимнее | 8 препаратов | Авторы Михаил Колодочкин и Александр Шабанов

Во всем мире рынок топлива чуть ли не самый регламентированный. Считается, что вольности здесь недопустимы, а потому все требуемые параметры бензинов и дизтоплива прописаны во всяких EN. У нас на словах стремятся к тому же, но на практике часто исповедуют «снятие административных препон на пути развития бизнеса». Нормативные документы позволяют проследить деградацию требований применительно к зимним дизтопливам по фрагментам древнего ГОСТа. А мы исследуем очередные приемы самообороны для тех, кто привык надеяться только на себя.
К тому, что зимнее дизтопливо на практике может оказаться не только межсезонным, но и летним, всех давно приучили. Неслучайно в магазинах (и даже на АЗС, что совсем уж смешно) стоит куча бутылочек с красивым названием «Антигель». Под ненашенским термином обычно добавляют более правильное название: «Депрессорная присадка к дизельному топливу». Может ли она превратить летнее топливо в зимнее?
В крупных магазинах мы закупили восемь образцов антигелей. По три оказались родом из России и из Штатов, остальные – из Германии. Даже непривычно: ни Китая, ни Эфиопии… Затем взяли заведомо летнее дизтопливо, добавили в него антигели в заданных пропорциях и получили восемь «почти зимних» ДТ. Закодированные и непрозрачные бутылочки поехали в лабораторию, специалисты которой оценили не только низкотемпературные свойства образцов, но и некоторые другие параметры, характеризующие сезонные свойства топлива.
Проверяли две температуры – помутнения и застывания. Температура помутнения – это та, при которой начинают выпадать кристаллы парафинов в топливе. Температура застывания – это уже полный «аллес», после которого один путь – в теплый бокс. Кроме того, оценили изменение кинематической вязкости. Этот параметр сильно влияет на работу топливной аппаратуры, формирование дизельного топливного факела. Чем выше вязкость, тем хуже качество смесеобразования. Вязкость растет при падении температуры, – старый ГОСТ предъявлял к этому параметру соответствующие требования.
Оценили испаряемость. При зимних температурах за бортом снижается и температура в цилиндре к моменту начала подачи топлива, а потому зимнее топливо обязано испаряться лучше. Заодно отследили изменение температуры вспышки.

Смотрим на результаты: что же, добавка антигелей повлияла только на температуру застывания. Все остальные изменения – в пределах погрешности измерений.
В общем-то, всё честно и логично. Никто ведь не обещал сделать из летнего топлива зимнее! А вот снижение температуры застывания, которое мы обнаружили, довольно точно соответствовало заявленным данным. И хотя чуда не произошло, подобная автохимия небесполезна. Ведь те параметры, на которые она повлияла, определяют, поедешь ли ты зимним утром сам или на эвакуаторе. А это главное.
Остальные различия топлив типов Л и З влияют на то, КАК поедешь – чуть лучше или чуть хуже. Потому имеет смысл использовать антигели в переходный период, когда есть сомнения, чем торгуют – еще летней соляркой или уже зимней (ну, хотя бы переходной). А еще – когда знаток погоды в телеящике пообещает наступление аномальных холодов, при которых уже и зимняя солярка может превратиться в кисель. Только помните: мы не советуем рассматривать бак своего автомобиля как собственный НПЗ, в котором можно сделать качественное зимнее дизельное топливо! И если топливо уже начало менять агрегатное состояние, то выливать какие-то пузыречки в бак бесполезно.
Ищите теплое место, коллеги…

 abro

7-8

место

ABRO

Diesel Fuel Anti-Gel,

США

Ориентировочная цена, грн135

Объем, мл946

Дозировка хитрая: полбутылки на 568 л (!) топлива, при этом непрозрачная черная тара. И тут же приписка: «Для экстремальных условий может потребоваться две бутылки». Результаты показали – да, действительно, и две бутылки не будут лишними, поскольку эффективность невысокая.

Плюс: «Мэйд ин Америка»!

Минус: Неудобная упаковка, сложная дозировка, невысокая эффективность.

 aga

7-8

место

AGA

Депрессорная присадка к дизтопливу, Россия

Ориентировочная цена, грн50

Объем, мл500

Непрозрачная бутылка без какой-либо возможности точной дозировки, хотя требуется отмерять точно в пропорции 1:500. Обещано, что понижает температуру застывания летнего ДТ до –36º, зимнего – до –47 ºС. Испытания дали более скромный эффект.

Плюс: Работает.

Минус:  Затрудненная дозировка, не самая высокая эффективность.

 fenom

6

место

FENOM

Антигель. Депрессорная присадка к ДТ, Россия

Ориентировочная цена, грн45

Объем, мл300

Черная непрозрачная бутылка, но, к счастью, всего на 150 л, а не на тысячу, как у других: невозможность точной дозировки менее критична. Заявлено снижение температуры засты­вания летнего топлива до –36º, зимнего – до –47 ºС (при концентрации 1:500). Результат оказался не таким оптимистичным.

Плюс: Удобная расфасовка –
сильно не промахнешься.

Минус:  Не самая высокая эффективность.

 hg

5

место

Hi-Gear

Diesel Antigel with ER
(500:1 formula), США

Ориентировочная цена, грн85

Объем, мл444

Дозировка – с помощью мерного колпачка. При обработке 220 л обещают снижение температуры застывания до –47 °С. Заодно содержит «победитель трения».

Плюс: Удобно пользоваться.

Минус:  Придраться не к чему, разве что эффективность не лучшая.

 mann

2–4

место

Mannol

Winter Diesel, Diesel fuel additive, Германия

Ориентировочная цена, грн130

Объем, мл1000

Есть мерная шкала для точной дозировки. В инструкции ничего конкретного не обещают, что вполне грамотно, но на этикетке всё те же –47 °С. Результаты наших испытаний подтверждают эти цифры, – достойный продукт, явно в числе лидеров.

Плюс: Хорошая эффективность, удобно пользоваться.

Минус:  Слишком большой объем бутылки.

 felix

2–4

место

Felix

Депрессорная присадка «Антигель» для ДТ, Россия

Ориентировочная цена, грн40

Объем, мл340

Рекордсмены по обещаниям: снижение температуры застывания для зимнего ДТ – до –57 ºС при использовании всего содержимого бутылки на 250 л топлива. Содержит немецкий пакет присадок, по совокупности характеристик превосходит «Жидкость “И”» (это такой спецпрепарат для авиационного керосина).

Плюс: Эффективность для летнего топлива даже превысила обещанное! В описании указано: до –31 ºС, – а мы получили на три градуса ниже.

Минус: Стандартный вопрос: как дозировать?

 cyclo-1

2–4

место

Cyclo

Anti-Gel Diesel Fuel Treatment, США

Ориентировочная цена, грн100

Объем, мл946

Дозировку рекомендуют увязывать с температурой: при –10 °С бутылки хватает на 1000 л топлива, а при –50 °С всего на 200 л. Но градусник для измерения внешней температуры не прилагается. И опять же непрозрачная черная бутылка!

Плюс: Хорошо понижает температуру замерзания.

Минус:  Как дозировать?

 lm1

1

место

Liqui Moly

Дизельный антигель,
Германия

Ориентировочная цена, грн50

Объем, мл150

Фирменная металлическая бутылка непрозрачна и не дает возможности точной дозировки – объем присадки согласован с объемом 50-литрового бака легковушки. Обещания самые скромные, всего до –31 ºС, но по результату – лучший!

Плюс: Лучший результат по снижению температуры застывания.

Минус:  Не указана дозировка, а как без этого приноровиться к конкретному топливному баку?

 

Результаты испытаний

Параметры

Темпе­ратура помутнения, ºС

Темпе­ратура застывания, ºС

Фракционный состав

Кинематическая вязкость, сСт

Температура вспышки, °С

50% перегоняется при температуре, °С

96% перегоняется при температуре, °С

ГОСТ 305-82: для летнего топлива

не выше –5

не выше –10

не выше 280

не выше 360

3,0–6,0

не ниже 40

ГОСТ 305-82: для зимнего топлива

не выше –25

не выше –35

не выше 280

не выше 340

1,8–5,0

не ниже 35

Базовое ДТ:
без антигелей

–6

–12

271

355

4,2

44

с антигелями

Liqui Moly

–6

–35

271

355

4,2

44

Cyclo

–7

–34

269

354

4,2

42

Felix

–6

–34

270

356

4,1

43

Mannol

–6

–34

271

355

4,1

44

Hi-Gear

–6

–32

269

354

4,1

44

Fenom

–6

–30

270

355

4,2

43

AGA

–7

–29

269

356

4,1

42

ABRO

–7

–29

268

355

4,0

43