Компания «Порше» не первый раз оснащает модель «911 Каррера» полным приводом, но впервые готова показать водителю, с каким усердием включаются в работу колеса передней и задней оси. В новый дисплей заглядывал Николай Захаренков. Фото: «Порше» и автора.

 В новый ли? Сам дисплей не может похвастаться абсолютной новизной – он появился вместе с очередным поколением «Порше 911 Каррера» еще в 2011 году. Но с относительной – все в порядке: экран впервые готов визуализировать работу фирменной системы полного привода Porsche Traction Management (PTM). Зачем? Возможно, в «Порше» решили подыграть традиционной пытливости человеческого ума, заставляющей искать ответы буквально на все вопросы. Мальчишки вырастают, но вопросы остаются – они просто меняются. Почему небо голубое? А зачем собаке хвост? А сколько ньютонометров крутящего момента сейчас отправлено на переднюю ось? Родители обычно не знают, как толком ответить на первые два – к счастью, третий задают уже сильно повзрослевшие дети, и можно повесить бремя ответа на инженеров «Порше». Они ведь придумали эту хитрую штуковину – пусть теперь и отдуваются.

 

Равнение назад

«Почему у нового «Порше 911 Каррера 4» трудятся преимущественно задние колеса?», – переспрашивает Маркус Хофбауэр, инженер, отвечающий за динамику автомобилей «Порше». Вопрос не высосан из пальца: теперь вклад каждой из осей автомобиля в общее дело налицо. Точнее, на том самом 4,8-дюймовом TFT-дисплее, расположившемся справа от главного прибора «Порше» – тахометра. Возле символической машинки на экране – две полоски, каждая из которых образована десятком сегментов. И я уже успел заметить, что горит в основном нижняя, символизирующая заднюю ось. Время от времени пара-тройка сегментов на нижней полоске гаснет, чтобы одновременно зажечься на верхней. Это значит, что в работу вступают передние колеса. Но как-то слишком осторожно, будто нехотя.

8

«Даже строя полноприводный «911 Каррера 4», во главу угла мы ставили фирменную философию, – объясняет Маркус. – Пока это возможно, автомобиль заднеприводный: по умолчанию 99% момента достаются задней оси. Передняя вступает в работу лишь при необходимости, например, компенсируя проявления избыточной поворачиваемости». То есть привод не халтурит, просто я не старался пройти поворот боком, и машине не пришлось лишний раз «играть ньютонометрами», исправляя ситуацию. Почти не пришлось. Процентов двадцать пять момента (из максимально возможных пятидесяти) полноприводная «Каррера» все же отправила вперед: ускоряясь на дуге, я таки не удержался в рамках скоростного режима. Да и как можно? Чтобы еле-еле катиться за вот этим «Фольксвагеном-Поло» на «Порше», нужны железные нервы. В конце концов, здесь и сейчас у меня 350 лошадок под педалью!

1

Это в «911 Каррера 4». А есть еще «911 Каррера 4S», там 400 коней. И это не предел: специально для тех, кому чужды компромиссы, тюнинг-пакет Power kit увеличит мощность «эски» до 430 л.с. Но отважусь заявить: тем, кто «умеет договариваться» с автомобилем такого уровня чувствительности – если не чувственности, – возможностей просто «Порше 911 Каррера 4» на общественных дорогах хватит вполне. И когда на асфальте появятся большие холодные лужи, и даже когда они замерзнут. «Вы по-прежнему сможете раскрутить этот «Порше» вокруг вертикальной оси, если захотите, – уверяет Маркус Хофбауэр. – В ином случае полный привод просто убережет от нежелательных потерь курсовой устойчивости. Особенно на скользком покрытии».
Что ж, отличная идея. За нее с удовольствием платили еще любители предыдущего 911-го. Начиная с 2008 года, каждый третий покупатель машин с 997-ым кузовом помнил о том, что зима наступает даже для владельцев «Порше», и выбирал автомобиль именно в полноприводном исполнении – с системой PTM.

Всех уважил

В новом «911 Каррера 4» также нашлось место интересным новациям. Причем инженеры совершенствовали автомобиль не в каком-то определенном направлении, а в угоду всем автомобильным богам сразу.
Так, любители безудержного драйва оценят функцию автоматической перегазовки при включении пониженной передачи 7-степенчатой механикой в режиме Sport Plus. Правда, перегазовка, как и упомянутый режим, является частью опционного пакета Sport Chrono. Состоите в Партии зеленых? Погодите, куда же вы, это и ваша машина тоже! У нее ведь есть система старт-стоп, и еще один вежливый кивок в сторону экономии (а значит, и экологии): способность многодисковой муфты привода размыкаться, позволяя движение накатом. Чтобы просто катиться, достаточно отпустить акселератор. Но плавно: если резко сбросить газ перед поворотом, автомобиль не станет заднеприводным, и не сэкономит до 1 л бензина на 100 км пути, что обещано любителям деликатничать с акселератором.

9

Не забыта и безопасность: адаптивный круиз-контроль для автомобилей с коробкой PDK дополнен функцией Porsche Active Safe (PAS). Она работает, даже если круиз-контроль выключен, а такое случается частенько. Кто захочет передать контроль над такой машиной в руки бездушной электроники? А PAS и по умолчанию не дремлет: если машина решит, что водитель вот-вот подправит бампер впереди идущему авто, то начнет действовать. Для начала драйвер получит визуальное и звуковое предупреждение, а затем «Порше» начнет ступенчато повышать давление в тормозной системе – вплоть до полной остановки, «дожимая» педаль тормоза за нерешительного водителя. PAS, конечно, тоже можно деактивировать, но уже через меню бортового компьютера: хождение по нему оставляет время подумать, стоит ли избавляться от ненавязчивого (по пустякам система не паникует), но умелого помощника.

Миллиметры за килограммы

Любители «Порше» сразу же заметят, что мощность силовых агрегатов у полноприводных версий «911 Каррера» та же, что и у заднеприводных. Действительно, моторы не изменились. Но добавилась система полного привода, и она – отнюдь не пушинка. Впрочем, сравнение снаряженных масс заднее- и полноприводных «каррер» выявило всего 50-килограммовую разницу: не очень-то и потяжелел автомобиль. В сравнении с «911 Каррера» разгон до сотни у «911 Каррера 4» замедлился на неуловимых 0,1 секунды, а 400-сильный «Порше 911 Каррера 4S» пережил пересадку полного привода вообще без потери в динамике.

7

Что же получили полноприводные версии взамен потерянных десятых долей секунд? Прежде всего, более широкую колею сзади: у «911 Каррера 4» она увеличилась на 42 мм, у «911 Каррера 4S» – на 36 мм. Новшество изящно подчеркнуто новой светящейся полосой, соединяющей задние фонари; в нее встроен парковочный и габаритный свет. Теперь и в темноте полноприводную версию не спутать с моноприводной. А вот за рулем – проще простого. По крайней мере, до того момента, пока не заиграетесь: полноприводный «911 Каррера» все так же весело готов крутить кормой, но теперь – до определенного предела.

Те, кто не переступает его, оценят привычно задорный характер. А любители поиграть с законами физики получат отличную страховку. В общем, новичок хорош везде, где есть ровный асфальт. Будь то автобан, городская толчея или извилистая горная дорожка… И водителю уже не нужно прислушиваться к сообщениям Гидрометцентра за завтраком. У природы действительно нет плохой погоды? Почти нет: разгребать снежные завалы обновленными передними воздухозаборниками все же не рекомендую.

Дух и буквы

Фирменный полный привод Porsche Traction Management (РТМ) работает в содружестве с несколькими системами: стабилизации (PSM), противобуксовочной (ASR) и ABD – имитирующей блокировку межколесных дифференциалов. Получая информацию от множества датчиков, устройство чутко и быстро реагирует на изменения поведения машины, перераспределяя момент по осям и колесам. На заднюю приходит до 100% момента. На переднюю ось он идет от коробки передач через многодисковую муфту.

10-porsche_zr12-12

Карьера полноприводной «Карреры»

Компания «Порше» по праву отсчитывает многие свои достижения от необычных машин марки «Лохнер», созданных Фердинандом Порше на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Тогда-то и построили модель с четырьмя ведущими колесами, в которые вмонтированы электромоторы.
Спортивно-полноприводная история фирмы началась после Второй мировой войны. В 1947‑м сын Порше – Ферри спроектировал для итальянца Пьеро Дузио полноприводную «Чизиталию‑360» класса «Гран-при» с мотором V12.
Ну а первый полноприводный автомобиль на базе «Порше‑911» – «Тип 953» выиграл в 1984‑м ралли-марафон Париж – Дакар. Его потомком стала знаменитая модель 959 1985 года (на фото).

07-porsche_zr12-12

[%GALLERY%]

[%PROPS%]

Porsche 911 Carrera 4 Coupe

Модель

Carrera 4

Carrera 4S

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Размеры, мм:

4491/1852/
1340/2450

4491/1852/
1296/2450

длина/ширина/высота/база

колея спереди/сзади

1532/1560

1538/1552

Объем багажника (VDA), л

125 + 160

135 + 205

Снаряженная/полная масса, кг

1430 (1450)*/
1845 (1865)

1445 (1465)/
1875 (1895)

Время разгона 0–100 км/ч, с

4,9 (4,7)

4,5 (4,3)

Макс. скорость, км/ч

285 (283)

299 (297)

Топливо/запас топлива, л

68

Расход топлива:
городской/загородный/смешанный цикл, л/100 км

13,2/7,1/9,3 (11,7/6,8/8,6)

14,2/7,5/9,9 (12,7/7,0/9,1)

ДВИГАТЕЛЬ

бензиновый

Расположение

сзади продольно

Конфигурация/
число клапанов

Оп6/24

Рабочий объем, смз

3436

3800

Степень сжатия

12,5

Мощность, кВт/л.с.
при об/мин

257/350
7400

294/400
7400

Крутящий момент, Н.м
при об/мин

390
5600

440
5600

ТРАНСМИССИЯ

Тип

полноприводная

Коробка передач

М7 (А7)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска: спереди/сзади

«Мак-Ферсон»/многорычажная

Рулевое управление

реечное с электроусилителем

Тормоза: передние и задние

дисковые вентилируемые

Размер шин: спереди, сзади

235/40ZR19, 295/35ZR19

235/35ZR20, 305/30ZR20