У «Тигуана» порвалась покрышка, на «Каптиву» упало дерево, «Спортидж» стер задние шины. И это случилось лишь за один из шестидесяти часов спецтеста. «Испытания продолжаются», –
докладывают Сергей Воскресенский и Антон Чуйкин. Фото Александра Кульнева.

ДОЖДЬ, РАДУГА, СКОРОСТЬ

Погода капризничает: дожди, грозы, редкие часы просветлений, а вслед наваливаются совсем осенние хмарь и холод. Мелькнула даже предательская мысль: может, не рисковать – перенести? Ведь регламент пятого по счету первенства заводской марки «60 часов «За рулем» по-прежнему очень жесткий… Но предстартовый маховик раскручен – обкатаны и прошли ТО автомобили, ждут своего три дюжины шин и колес, подготовлено качественное топливо. Начинается противостояние скорости и надежности, экономичности и способности долго выдерживать максимальные нагрузки. Словом, настоящая мужская работа, требующая сосредоточенности и концентрации внимания. И, конечно, немалых сил.

БЕНЗИН ИЛИ ДИЗЕЛЬ?

Идея проверить кроссоверы в условиях «60 часов» будоражила давно, равно как и тема дизельных моторов. Ведь такие автомобили отличаются прежде всего широкими возможностями для езды не только по асфальту. А как поведут себя их двигатели, далеко не всегда «заточенные» на высокие обороты, предположить не решались даже самые смелые. У двух соперников турбодизели, один немецкого, другой корейского происхождения, а третий мотор, 3-литровая бензиновая «шестерка», – словно раздражитель для них.

По первым прикидкам «Каптива» вдвое мощнее «Спортиджа» и к тому же почти на 40 км/ч быстрее его, «Тигуан» по своим скоростным возможностям где-то между ними. Значит, будут обгоны, непредсказуемое соперничество, и совсем не обязательно победит самый быстрый – скорее самый надежный, самый сбалансированный. Напомним, что по заведенному распорядку машины прошли обкатку, а затем предстартовое обслуживание на фирменных сервисных станциях.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. КРОССОВЕРЫ \»ПРОЯВЛЯЮТ ХАРАКТЕР\»

Автомобили, взревев, напрягли автоматические трансмиссии и поочередно ушли на трассу. Вот-вот начнется круговерть: заправки, подсчет средних скоростей, беглые осмотры двигателей, шин… Но пока в эфире тишина – люди привыкают к скорости и машинам. Никто еще и предположить не может, что уже через 1 час 8 минут «Каптива» влетит на площадку с опустошенным баком, установив тем самым свое­образный рекорд скоростного сжигания топлива и в итоге затратив на дозаправки более трех часов! «Тигуан» на одном баке пройдет около 370 км. Ну а «Спортидж», при обкатке пора­зивший совсем не дизельной прожорливостью (от 12 до 14 л/100 км), вдруг и на максималке сохранит расход в 14 литров почти неизменным. И обескуражит водителей еще одним рекордом – однообразнейшим путешествием на 450 км продолжительностью 3 часа.

«Шевроле-Каптива». Гонишь от себя мысль, что с водителем и балластом этот антрацитовый «сундук» в самой дорогой семиместной комплектации весит под 2,5 т. Ведь когда на точнейшем (тарировали, знаем) спидометре этого автомобиля за двести, как-то не хочется думать, что «Каптиву» вдруг придется еще и экстремально останавливать. И все равно, когда вгрызаешься руками в массивное рулевое колесо, когда даже сквозь шлем тебя оглушает рев и свист рассекаемого пространства, опасения сменяет азарт. Тело становится легким, послушным, взгляд одновременно широким и сконцентрированным, а руки и голова идеально взаимодействуют друг с другом. Скорость пьянит, и поначалу «Каптива» кажется чуть ли не идеальной: хороший темп, точное выполнение команд, азартное и при этом достаточно стабильное поведение на дороге. Мощь, скорость, полный привод!

«КИА-Спортидж». Не самое удачное сочетание 112-­силь­­но­го дизеля и простого 4-ступенчатого автомата превращает этот кроссовер в довольно свое-образное создание. То, что он антипод «Каптиве», стало понятно еще до старта. И все равно, когда «Спортидж» долго, с надрывом разгоняется, раз за разом выкручивая передачи, ты скучаешь.
Зато он совсем не шумен. По крайней мере, в салоне, можно, не напрягая слух, слушать радио. Правда, оно быстро надоедает: звучание из динамиков совершенно плоское… Здесь кожаные обивки, климат-контроль и прочие блага, однако чувствуется, что «кореец» простоват. Да, он в меру удобен, надежно держит дорогу, отлично справляется с неровностями и упругостью своих подвесок каждый раз как бы напоминает: я почти настоящий вседорожник. Вот только от критиков, причем с первого же дня и уже после трех часов езды, ему достается: и сиденье плоское, и посадка высокая (ты словно на жердочке), и мотор не везет, и солярка расходуется… очень медленно. Да, добротен, но утомляет.

«Фольксваген-Тигуан». Фраза «Автомобиль должен быть немецким» звучит каждый раз при смене водителей. Пока в нем нравится решительно все: меняющиеся в широчайших диапазонах регулировки сиденья (легко подобрать для себя удобную посадку), бодрый дизель и четкая работа современного автомата. В машине комфортно, ею удобно управлять. На спидометре под двести, а за рулем – как в комнате психологической разгрузки.

ДНЕВНИК МАРАФОНА

В 9:12 машины уходят на кольцо: с небольшими перерывами на заправку и смену водителей им предстоит гонять на максимальной скорости до сумерек. Сегодня из 60 часов сможем отработать одиннадцать. Отставание на час в первый день, когда утро заполнено оргвопросами, не катастрофично – нагоним завтра.

На первой заправке 64 л А95 лились в бак «Шевроле-Каптивы» под комментарий: «Да это же истребитель топлива!».
На часах 12:10, наконец ожила рация: «Я «Спортидж», дозаправка через круг». Еще пять с половиной минут, и чрезвычайно раздраженный водитель подъезжает к заправщику: «Думал, топливо никогда не кончится!». Сколько же вмещает бак? Инструкция о том умалчивает, позже нашли данные: 58 л.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. \»ИНТРИГИ ТРЕХ КОНЕЙ\»

Дождь стеной, молнии вспарывают тучи… И вдруг – великолепная, сочная радуга, как символ надежды на улучшение погоды! А пока – стоит на затяжном спуске попасть в поток стекающей воды, даже медленный «Спортидж» «всплывает» так, что невольно сбрасываешь темп.

Водители, слегка выпустив пар, стали требовательнее в оценках, внимательнее к нюансам. Своя порция критики достается каждой из машин, но больше всех получает стремительно раскатывающаяся «Каптива». Претензии отчасти специфичны – они, вероятно, порождены нашими, особенными условиями движения: неудобна педаль акселератора, не звучит зуммер при включении лампы резерва топлива. И конечно же, все отмечают неинформативные, скученные тумблеры на центральной консоли: точно попасть в нужный на полном ходу почти невозможно.

Но есть и более серьезные замечания, напрямую не связанные со скоростными испытаниями. На неровностях руль «Каптивы» живет в руках самостоятельной жизнью, комфортные в целом подвески склонны допускать вертикальную раскачку кузова. К концу смены появлялось желание передвинуть ограничитель скорости с паспортных 210–212 км/ч пониже. Тем более что, когда идешь за двести, вдруг перестает работать кондиционер, климатическая установка ведет себя своенравно, даже в ручном режиме иногда подмешивая воздух не той температуры, какую ожидаешь.
«Тигуан» вызвал более лояльное отношение к себе, но все же досталось блеклой в дневное время сиреневой подсветке его приборов! Не очень понравились настройки дизельного мотора: бойкий и динамичный на средних оборотах, с ростом скорости он становится все скучнее, причем взбодрить его нет никакой возможности.

Видимо, «Спортидж» столько оплеух получил в самом начале, что старался «отсидеться», ничем – ни плохим, ни хорошим – себя не проявляя. Но тут выяснилось, что закрыть до упора стекло водительской двери невозможно, пока не сбросишь скорость километров эдак до ста двадцати. Однако это уже несущественно. То, что вчера рождало подозрения, сегодня стало явным: за два дня сильно, до индикатора, изношены задние шины – при том что у передних еще огромный запас. Будем разбираться…

ДНЕВНИК МАРАФОНА

Отмеченное накануне подтверждается: маршрутный компьютер «Каптивы» на максимальной скорости отчаянно врет. Утверждает, будто средний расход топлива всего 19,9 л/100 км, реально же на треть больше! Да и скорость занижает – 178 км/ч. По всей вероятности, это не неполадки в конкретном нашем автомобиле, а ошибка программы.
У «Тигуана» замечаем сбой примерно на ту же тему (вот оно, дитя современной электроники!). Если при заправке горючим не выключать двигатель и обнулить показания компьютера, потом он отказывается подсчитывать расход топлива: показывает 0 л/100 км. И это при скорости 180 км/ч! Чтобы электроника одумалась, достаточно на пару секунд заглушить мотор. Любопытно, что сбоит система не всегда – вот яркая иллюстрация того, что называют глюком.

За рулем «Спортиджа» водители сегодня проводят по 2 часа 40 минут в смену. КИА остался таким же экономичным, однако явно раскатился – прибавил в максималке… Пора доставать канистру с маслом  – расход уже заметен. Впрочем, 1,4 л за два дня – в пределах нормы.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. \»ПЕРЕЙТИ РУБИКОН\»

В среду скоростное кольцо освобождаем – друг за другом автомобили отправляются на булыжник, а потом и на гравий.

«КИА-Спортидж». Поначалу кажется, что сюрпризы мощеной дороги ему нипочем. Подвески кроссовера жесткие, упругие – потряхивает изрядно. Круг, другой – и руки немеют от вибраций баранки. Устают не только мышцы водителей, но и амортизаторы, в первую очередь задние. Чуть зазевался, пропустил колдобину – тут же характерный стук, лязг ограничителя и серия скачков из стороны в сторону. Пробивает именно заднюю подвеску, передняя же спокойно держит удары.

«Ну прямо заднеприводный!» – слышится по рации, когда машина отправляется на проселок. Но нет: размытые, скользкие подъемы КИА берет успешно, приходится лишь отключать слишком рано вмешивающуюся систему стабилизации.

«Шевроле-Каптива». Ого, этот автомобиль способен на многое! Можно не уворачиваться от большинства булыжных сюрпризов, – «Каптива», слегка покачиваясь, проплывет, словно над ними. Вот только в салоне очень шумно: бренчат обивки и что-то внутри передней панели. Колебания кузова периодически вызывают приступы морской болезни, рулевое колесо гуляет в руках, как заведенное.

В «грязевой ванне» кроссовер очень сложно вывести из равновесия: и рулится неплохо, и за дорогу цепляется не в пример «корейцу». Но если контакт с поверхностью все же потеряет (мощи-то ого-го-го!), то и крены кузова, и леность, и тяжеловесность реакций на действия рулем неприятно удивляют.

«Фольксваген-Тигуан». Никаких чрезмерных вибраций в салоне или скрипа и грохота обивок – лишь гул и шлепки шин да чересчур подробное повторения профиля дороги. Но очаровываться не стоит: запаса энергоемкости у «Тигуана» оказалось лишь ненамного больше, чем у обычного легкового автомобиля. Когда резерв исчерпан, следует звонкий пробой, звук при этом почти катастрофический. Дает о себе знать и перегрев амортизаторов. Раскачки кузова не чувствуешь, но что-то начинает погромыхивать в передней подвеске…

Куда азартнее езда по подсыхающему гравию. «Тигуан» не перегружает водителя в сложных ситуациях, он настолько понятен в управлении, что дорога из заурядного проселка превращается в раллийный спецучасток… Но это уже другие испытания.

ДНЕВНИК МАРАФОНА

БУЛЫЖНИК

ГРУНТ

Скорость на булыжнике мы ограничили 60 км/ч, машины идут колонной. Ее порядок определен в ходе репетиций: впереди «Тигуан», чтобы притормаживать на особенно крупных неровностях, опасных для его подвески и длинного свеса, за ним «Спортидж», а замыкает колонну непробиваемая «Каптива».

Может, хоть что-то отломалось? Нет! Вместе с тем, салоны всех машин к концу дня «разговорились». У «Фольксвагена» – в меньшей степени, а двух его соперников водители в протоколах обозвали «погремушками». Полученная вчера «Спортиджем» трещина в ветровом стекле медленно ползет вверх.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

По-прежнему три-четыре раза за смену мимо «Спортиджа», как фурия, проносится, обгоняя, «Шевроле-Каптива». Она проходит 14,1-километровый круг за 4 мин 7 с, то есть со средней скоростью 205,5 км/ч. Это самый быстрый автомобиль за все пять лет, в течение которых мы проводим первенство «60 часов «За рулем». Если сравнить с днем начала марафона, больше стало болтанки на траектории, усилилась вертикальная раскачка кузова, чаще помаргивает на щитке символ динамической стабилизации.

Опережая «Спортидж», водители более быстрых машин уже успевают заметить неестественно повернутые внутрь задние колеса (по крайней мере, одно). Да, углы установки явно нарушены, из-за чего так быстро стерлись шины. Хуже того, неисправность прогрессирует – очевидно, сказалась вчерашняя тряска.

«Фольксваген» невозмутимо наматывает круг за кругом и с каждым «оборотом» внушает все больше уважения своей добротностью. Надо отдать должное: вот он-то с начала испытаний не изменился ни на йоту, по крайней мере в ощущениях. Впрочем, были приключения, которые случились в течение всего одного часа в четверг.

ДНЕВНИК МАРАФОНА

Оставалось работать около часа. Во время последней в этот день заправки стало ясно, что «Спортиджу» придется вновь менять правое заднее колесо – износилось до предела. А завтра, когда поедем по кругу в другую сторону, надо думать, сотрется левое. Ну хоть какое-то разнообразие…

Вдруг из КИА, проезжавшего мимо базы, по рации донеслось: «В конце прямой на трассу упало дерево, перекрывает полдороги». И следом из «Каптивы»: «Да-да, как раз на меня оно и свалилось». Пока на базе вникли в смысл услышанного, машины вышли из зоны уверенной связи. Тем быстрее снарядили техничку. Пила и топор не понадобились: березку, срубленную дорожниками ранее, убрали вручную. А «Каптива» оказалась крепкой: ветровое стекло вдобавок к давешнему сколу всего лишь получило трещины, стойка крыши – еле заметную вмятину.

Прошло 20 минут, и голоса на базе стихли, все насторожились: колеса мелькнувшего мимо «Тигуана» шумели явно как-то не так – похоже, пришлепывала покрышка. Так и есть! Включается рация: «Фольксваген» остановился! Помнится, когда четыре года назад в ходе первого марафона взорвалась задняя шина «Калины», машину носило по всей ширине скоростной дороги. Теперь же водитель «Тигуана», озадаченно глядя на ошметки резины, рассказывает примчавшейся аварийной бригаде: спустило, мол, колесо – я и остановился… Поругивая электронику, то есть систему стабилизации, за чрезмерное вмешательство в процесс управления, мы забываем о ее страхующей роли в подобных ситуациях: шина потеряла давление, потом полностью разрушилась – но машина не вышла из-под контроля. Восемь минут – и уже с новым колесом она срывается с места.

Вроде все? Почти. Кадр на первом развороте сняли именно в четверг поздним вечером, и далеко не с первой попытки: фотограф не помнит, как поздно попал в свой номер полигоновской гостиницы.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. \»СКОЛЬКО ВАС НА ФИНИШЕ?\»

После вчерашних приключений масло двум дизелям доливали уже с утра: 0,4 л – «Спортиджу», 0,6 л – «Тигуану». «Каптива» же от добавки вновь «отказалась». («Видимо, ей одного бензина хватает», – пошутил кто-то.) Забегая вперед, отметим, что масло понадобилось всем – восстанавливая первоначальный уровень, долили еще немного после финиша (см. итоговую таблицу). Расход каждой из трех машин за весь пробег – в пределах нормы.

Итоги марафона сведены в таблицу. Распределены места – в соответствии с штрафными минутами и весомостью наших замечаний. Надо сказать, разрыв между первым, вторым и третьим совсем невелик. И главный итог таков: все три кроссовера выдержали тест «60 часов «За рулем». Мы убедились, что дизели, впервые участвовавшие в марафоне, готовы к серьезным нагрузкам! Полный привод и автоматические трансмиссии – тоже. И это звучит поздравлением не только в адрес тех, кто дела
автомобили, но и тех, кто их покупает.

ДНЕВНИК МАРАФОНА

До финиша нужно проехать еще примерно 11 часов. Как они пройдут?

Оказалось, спокойн
. В протоколах марафона появилась только одна отметка, связанная с неисправностью, и она опять о колесах «Спортиджа». Теперь меняем левое зад­нее – износ уже критический, а приключений за 3 часа до финиша никому испытывать не хочется. Более того, замечаем, что руль при прямолинейном движении изменил положение – спицы стоят криво, и неполадка прогрессирует. Очевидно, это связано с подсевшими в среду амортизаторами. Машину штрафуем: затраченное на замену колеса время добавляем к ходовому – это не форс-мажор, как у «Тигуана», в останках шины которого нашли след от прокола. Горячие головы предлагали вовсе снять «Спортидж» с дистанции, но это против правил марафона: пока автомобиль способен двигаться на максималке, он остается в числе участников. Так что финишируют вечером все трое.

«60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ»: РЕГЛАМЕНТ-2009

Цель – оценить выносливость автомобилей в процессе длительной езды на высокой скорости. Способ достижения – проехать наибольшее расстояние за фиксированное время. Чтобы сопоставлять потенциал машин с разными скоростными возможностями, мы задаем не километраж, а время – 60 часов. Четыре дня примерно по 12 часов кряду испытуемые движутся по скоростному кольцу автополигона НАМИ протяженностью 14,1 км с предельно возможной скоростью. Учитывая, что в этом году соревнуются кроссоверы, еще один полный световой день (12 часов) они проведут на булыжной и гравийной дорогах. Машины отягощены 200-килограммовым балластом – наполненными водой манекенами на задних сиденьях. Фиксируются время в движении, длительность остановок для дозаправки и смены водителей и, главное, неисправности и внеплановые «пит-стопы» для их устранения. Оценивается также поведение автомобилей на скоростном кольце и спецдорогах, формулируются наши рекомендации производителям. Победит самый надежный и выносливый, получивший минимум замечаний.

Длительность одной остановки для ремонта – не дольше 60 минут. Если по истечении часа неисправность не удается устранить и автомобиль не может продолжить движение, он дисквалифицируется.

Список доступных запчастей и расход­ных материалов ограничен – ремень генератора, лампы, свечи, шины. Без хронометража во время стоянки разрешается устранять дефекты, не влияющие на безопасность и скорость движения, доливать масло и охлаждающую жидкость.

«УГОЛ ПРЕТКНОВЕНИЯ»

На предстартовом ТО (2500 км) мы пытались привлечь внимание сервисменов к слишком большому (совсем не дизельному) расходу топлива у «КИА-Спортидж». В ответ услышали: «Обкатается – все придет в норму». Эх, настоять бы на доскональной проверке автомобиля! Ведь, скорее всего, уже тогда углы установки колес отличались от рекомендованных. Но убедились в этом, лишь загубив четыре задние покрышки. На регулировочный стенд «Спортидж» все же попал – жаль, после марафона. Предположения подтвердились: углы схождения колес в несколько раз превышали рекомендованные: сзади плюс 1º11\’, а это больше 8 мм (норма – плюс 20\’), спереди плюс 0º29\’ (норма – 0). Отметим, что нарушенная регулировка, из-за которой задние колеса встали плугом, не помешала разогнать «Спортидж» до 160,9 км/ч, улучшив-таки результат, показанный до марафона.
Дефект «Спортиджа» явно прогрессировал, поэтому бессмысленно сравнивать износ задних шин «Мишлен» и «Континенталь». Слева для сравнения – еще вполне живая передняя покрышка, завершившая цикл испытаний.

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА

Руководитель марки Volkswagen в России Франк ВИТТЕМАНН

«60 часов «За рулем» – известные и уважаемые испытания автомобилей, произведенных в России. Мы гордимся победой в них Tiguan 2,0 TDI, который безу­пречно проехал более 8000 км на максимальной скорости. Tiguan подтвердил важнейшие качества автомобилей марки Volkswagen – надежность, выносливость, комфорт при движении на любых скоростях и прекрасную управляемость. Марка Volkswagen всегда гарантировала: качество наших автомобилей, произведенных в России, соответствует мировым стандартам Volkswagen. Именно это еще раз подтвердил Tiguan в ходе испытаний журнала «За рулем».

Даниил ПРОСКУРИН, директор по маркетингу KIA Motors Rus

У нас не было никаких сомнений в том, что Sportage справится с испытанием, и автомобиль доказал высокую надежность, полностью пройдя 60-часовой тест без серьезных нареканий.
Проблема с регулировкой колес, ставшая единственной причиной для начисления штрафных минут, оказалась для нас полной неожиданностью. Такой дефект проявляется на автомобилях KIA впервые и поэтому не может не вызывать нашего беспокойства. Мы уже провели проверку всех стендов, где производилась регулировка, – и на заводе «Автотор», и в дилерском центре, где автомобиль проходил ТО. Никаких отклонений в ходе этой проверки не выявлено.

Однако мы продолжаем работу и приложим все усилия для того, чтобы установить причину нарушения регулировки, даже если для этого понадобятся повторные 60-часовые испытания.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

«КИА-СПОРТИДЖ»
■ Углы установки колес необходимо контролировать при каждом ТО.
■ Увеличить на 10–15% мощность дизеля. Нынешний превращает кроссовер в авто для очень осторожных.
■ Повысить энергоемкость задних амортизаторов.
«ШЕВРОЛЕ-КАПТИВА»
■ Ограничить максимальную скорость (версия V6, 3,2 л) на уровне 190 км/ч.
■ Показания маршрутного компьютера должны соответствовать реальности во всех режимах движения.
«ФОЛЬКСВАГЕН-ТИГУАН»
■ Русифицировать меню; избавить от сбоев маршрутный компьютер.