Почти на неделю мир для бригады испытателей сузился до пространства внутри километрового скоростного кольца автополигона. Мы провели очередной, седьмой марафон.

Понервничать пришлось еще до старта: как мы ни старались подготовиться к марафону заранее, на последние дни свалилась масса дел. «Форд-Фокус», лишь недавно запущенный в производство, получили всего за несколько дней до начала испытаний. Обкатывать его пришлось без перерыва в несколько смен, включая ночную. Ничего, вот сейчас выпустим машины на круг – и все пойдет по привычному графику: езда, смены, заправки. Но сюрпризы посыпались в первый же день как из рога изобилия.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: С МЕСТА В КАРЬЕР

Суета наконец утихла, последние приготовления закончены. Даже погода нам благоприятствует: над скоростным кольцом полигона зависло ласковое, нежаркое солнышко. Секундомеры наготове, машины стоят у стартовой черты – пора! Первым на трассу выпускаем «Лифан-620»: во время предварительных замеров он оказался самым шустрым. Следом, с полутораминутным интервалом, отправляем «Хёндай-Акцент», за ним – «Форд-Фокус». По нашим прикидкам, машины заедут на заправку не раньше чем через час-полтора. А пока замеряем время на круге. И обнаруживаем, что на холмистой дороге с перепадом высот около 52 м «Лифан» не так уж и быстр: на круге «Акцент» отыгрывает у него по паре-тройке секунд, постепенно к ним приближается и «Фокус».
Гром среди ясного неба грянул через 1 час 16 минут после старта: из машин по рации сообщили, что «Акцент» встал. Неужели всё? Неуже­ли так быстро? Срочно отправленная на трассу техничка притаскивает «Хёндай» на тросе. Сидевший за рулем самый опытный наш испытатель Сергей Воскресенский озадаченно пожимает плечами: машина резко заглохла на ходу. Нет, рывков и подергиваний не было – словно некий клапан вдруг перекрыл подачу топлива. Может, кончился бензин? Но индикатор-то показывает почти треть бака! Да и симптомы не похожи. Выпускаем «тяжелую артиллерию» – специалистов нашего техцентра. Поиски грозят затянуться: на первый взгляд, все в порядке, а чтобы проверить бензонасос, нужно убрать с заднего сиденья три 70‑килограммовых манекена – та еще работенка. А время-то бежит!
Пока извлекали балласт, кто-то предложил снять клемму с аккумулятора: может, ошибка обнулится? Так и сделали. И – чудо! Нет, машина не завелась, но индикатор показал, что бак… абсолютно пустой. Залили пару литров из канистры, и «Хёндай» ожил. Корим себя: нет бы сразу долить бензина, а потом уже проверять электрику! Горе от ума… Но кто мог подумать, что датчик врет настолько? Теперь придется спешно устанавливать манекены обратно. На все про все ушло 56 минут – значит, в зачетный час на диагностику и ремонт вписались, можно ехать дальше. Экспериментальным путем установили: за смену удается проехать не более 210–215 км. Затем, не обращая внимания на показания индикатора, нужно уходить на заправку.
Отправив «Акцент» наматывать круги, отдышались, успокоились. И тут новый сюрприз: проехав 979 км, «Лифан-620» заезжает на плановую заправку с легким дымком из-под капота и забрызганной мелкими капельками кормой. Водитель Саша Крапивин рассказывает: на последних кругах почти перестал работать гидро­усилитель руля. Снова в бой вступают механики. На этот раз ненадолго: сразу обратили внимание на пустой бачок гидросистемы и нашли утечку – лопнувшую в месте сварки трубку высокого давления, соединяющую насос усилителя с рейкой. Консилиум постановил: ехать дальше нельзя, а запаять трубку в полевых условиях за час ну никак не удастся. Убираем машину в сторонку и ставим в известность представителей дилера, что снимаем машину с марафона. Уже минут через пятнадцать позвонил руководитель технической службы с предложением сегодня же привезти новую трубку. Отказываться не стали – хотя согласно правилам «Лифан» и выбыл из марафона, после ремонта мы снова выпустим его на трассу, уже вне зачета.
«Фокус» до конца дня продолжал невозмутимо штамповать круги, а на безбожно врущий указатель топлива «Акцента» водители привыкли не смотреть. Зато вечерний осмотр показал: за день «Хёндай» почти полностью сносил передние шины. Рановато! Ставим новые, причину износа пока выясняем. Внимание отвлек сотрудник дилера «Лифана», который привез новую трубку гидроусилителя. Меняли ее при свете фонарей. Первый день оказался не только очень длинным, но и богатым на события.

ДЕНЬ ВТОРОЙ: ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

После перипетий первого дня вторник идет гладко, без эксцессов. Лишь в самом начале отличился «Акцент» – в нем снова кончился бензин. Причем индикатор показывал уже не треть, а почти половину бака! Хорошо еще, что «высох» он за пару сотен метров до бокса: сколько мог, катился сам, последний десяток метров толкали. Одометр в этот момент показывал 211 км. Пришлось снизить планку: решили за смену проезжать не больше 206 км. Меняться-то приходится часто – бак у «Акцента» маленький, всего 43 л, а аппетит, несмотря на скромный по объему мотор, вполне взрослый, под 20 л на сотню. Зато скорость растет с каждым кругом: если в первый день он проходил 14 км за 4 минуты 28 секунд, то к середине второго отыграл сам у себя почти секунду.
Изрядно прибавил и «Фокус». Поначалу он запомнился лишь монотонной стабильностью. Но сегодня в нем явно проснулся бойцовский характер – со стартовых 4 минут 30 секунд на круг «Форд» сбросил почти 4 секунды. При этом расход не такой зверский, как у «Акцента», 55‑литрового бака хватает в среднем на полтора часа езды.
На фоне конкурентов «Лифан-620» нынче выглядит бедным родственником: словно, вернувшись в строй, он растерял весь задор. Пока «Хёндай» и «Форд» ведут спор за самый быстрый круг, «Лифан» едет в своем прежнем темпе. Да и от заправки до заправки он ходит без малого 2 часа – так и тянет назвать его тихоходом. Но это несправедливо: на некоторых спусках его скорость также превышает 200 км/ч. Зато расход у него самый низкий в троице. И бак немаленький – 58 л.
Откатав без происшествий дневную программу, приступаем к вечерней – во вторник, среду и четверг предстоит заканчивать день двумя часами тряски на булыжнике. Памятуя прошлые годы, поначалу опасались за сохранность машин. Но после пары кругов водители осмелели – «Лифан» со 150‑миллиметровым просветом (до загрузки балластом – 170 мм) местами разгонялся почти до 80 км/ч. Такого себе не позволяли даже некоторые кроссоверы, участвовавшие в марафоне два года назад. Однако и «Хёндай» с «Фордом» оказались быстрее, чем ожидалось: несмотря на малый клиренс (140 и 120 мм, до загрузки балластом 145 и 130 мм соответственно), они держали на булыжнике около 50–60 км/ч и закончили «забег» без поломок.
Обязательный вечерний осмотр машин подтвердил: жесткое испытание они прошли достойно, ничего не отвалилось и не разболталось. На «Фокусе» заменили изношенные за два дня передние колеса. А вот «Акцент» вызвал недоумение: из-за несогласованной работы подвесок сточил все покрышки! Причем неравномерно, превратив их из круглых в многогранные. Решили пока оставить как есть, ведь износ еще не достиг критического порога.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ: СУЕТА ВОКРУГ БУЛЫЖНИКА

Утро среды началось с проверки уровня масла. Долива потребовал лишь «Лифан», причем серьезного – около 1 л. Затем машины вновь отправились на скоростное кольцо. И, проехав в первую смену 208 км за 1 час 11 минут, на базу тихонько, по инерции прикатился… заглохший «Акцент». Нельзя сказать, что это стало неожиданностью – каемся: очередной водитель погорячился.
Отрадно, что после этого инцидента все вернулось в норму: автомобили спокойно утюжат кольцо, время от времени заезжая на базу: «Хёндай» каждый час, «Лифан» каждые два часа. Между ними незаметно заскакивает и «Форд». Зато расклад по скоростям изменился. Словно проснувшись, «620-й» к середине дня стал проезжать круги за 4 минуты 27 секунд – на 2 секунды быстрее, чем во вторник. Продолжает ускоряться и «Фокус»: его время уже приближается к 4 минутам 23 секундам. А вот «Акцент» поутих – отыграл у собственного вчерашнего результата около секунды.
Впрочем, спокойствие оказалось недолгим. Около четырех часов дня «Хёндай» заскочил на очередную заправку… и остался для замены всех колес из-за жалоб «рулевого» Юрия Тимкина на угрожающие вибрации. Причиной тому стал неравномерный износ шин (местами уже до корда), признаки которого мы заметили еще накануне.
Но главное веселье началось вечером. На пути «Фокуса» попался острый камень, и правое заднее колесо пришло в полную негодность: покрышку разнесло в клочья, колесо изуродовано. Более внимательный осмотр выявил, что погнулся и диск переднего правого колеса. После замены решили: отменяем «гонки», ездим по булыжнику не быстрее 45–50 км/ч.
Другую задачку подкинул «Лифан». Во‑первых, на нем также пришлось менять передние колеса. Однако не из-за пробоя, а по причине износа. Во‑вторых, от тряски сначала начал моргать индикатор подушек безопасности. Затем отвалился небольшой теплозащитный экран, прикрывавший выпускной тракт. В довершение машина финишировала, оглашая окрестности сочным рыком, – от вибрации почти полностью вывернулись болты креп­ления выпускной трубы к коллектору. Затянули их за пару минут и облегченно вздохнули: хорошо, что не открутились до конца и не потерялись.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: КАК ПО РЕЛЬСАМ

В ритм втянулись уже и люди, и машины. Стал привычным ранний старт, перед выездом контролируем уровень масла. Сегодня долили 250 г в «Фокус» и пол-литра в «Лифан».
За день время прохождения круга «Фокусом» и «620-м» почти не изменилось. А вот «Акцент» потихоньку разгоняется – однако у него снова нарастают вибрации, вызванные неравномерным износом шин. К концу дня стало ясно, что хорошо бы колеса поменять. Вот только запасных осталось совсем мало… Решили терпеть до последнего.
Завершив без происшествий скоростную программу, снова отправились на булыжник. На этот раз ехали неспешно, аккуратно. Но многострадальному «Лифану» хватило и этого: после штурма очередной кочки отключился блок управления микроклиматом. При этом салонный вентилятор самостоятельно переключился на максимальную скорость. Сколько ни нажимали на кнопки, ни крутили регуляторы – эффекта никакого. Победить дефект удалось, лишь… заглушив и заново пустив двигатель.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ: НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ

Дело за малым – проехать последние часы и километры. Машины словно подустали: время на круге стабильное. И все бы ничего, если бы не «Хёндай», который опять трясется все сильнее и сильнее. Около часа дня решаем поменять передние колеса. Зазываем машину в «бокс», ставим на передок свежие – последние! – шины. Но на следующем же круге становится ясно: основное биение давали задние колеса. Впрочем, ехать осталось всего пару часов – потерпим.
В последний день захандрил и «Лифан». Еще утром он несколько раз глохнул, стоило выжать сцепление. А когда после очередного пит-стопа водитель завел мотор, обороты неожиданно подскочили до 3500. Поревев секунд двадцать, двигатель опомнился и заработал нормально. После финиша проверим регулятор холостого хода и датчики.
Так и доехали до клетчатого флага: «Фокус» – безоговорочным победителем, «Акцент» – с дрожью из-за убитого последнего комплекта колес. Добрался до финиша и «620-й» – вне зачета.
Думать над расстановкой мест не пришлось: даже если бы «Лифан» не выбыл в первый день, все равно проиграл бы – уж очень много хлопот доставил. Проблему с оборотами удалось решить лишь по возвращении: после промывки регулятора холостого хода двигатель заработал нормально. В общем, над надежностью этого седана еще работать и работать. Отрадно, что представители компании внимательно выслушали наши замечания и тут же отправились на завод.
Отреагировали на претензии к подвеске и управляемости «Акцента» и в компании «Хёндай» – на эту тему мы беседовали с управляющим директором «Хёндай мотор СНГ» Денисом Петруниным.
«Форд», пусть и безоговорочный победитель, небезгрешен. Дорожный просвет загруженной машины в 120 мм – плохая адаптация к нашим условиям.
Комментарий компании по этому поводу: «Фокус» не имеет специальных настроек для СНГ, но при разработке его тестировали на различных дорожных покрытиях, чтобы учесть все возможные условия для успешной эксплуатации». Вправду ли все условия учли?