Недорогие свечи зажигания решил испытать кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

Работодатель пушкинского Балды серьезно пострадал в погоне за дешевизной. И все же очередную экспертизу свечей зажигания мы решили посвятить недорогим изделиям, аналогам российских А17ДВРМ. Ведь именно такие свечи с шестигранником «на 21» поджигают смесь семейству вазовских восьмиклапанных моторов, а также множеству иномарок не первой свежести. А покупать на такие авто что-то утонченно-иридиевое нерационально. Поэтому решили ограничить расходы круглой суммой: не больше 30 грн за свечу.
Удивило разнообразие в этом ценовом сегменте – множество не только брендов, но и вариантов конструкции. Да и стоимость покупки, даже при жестком ограничении сверху, различалась почти втрое. Что ж, так даже интереснее.

КЛАССИКА И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Мы закупили по два комплекта каждого типа. Основную массу составили классические одноэлектродные свечи: российские марки Tsitron, «японцы» NGK и Denso и «европейцы» (судя по надписям на упаковке) BERU, Ween, HOLA. Но под наш ценовой критерий подошли и несколько не совсем обычных конструкций.
Во‑первых, это чуть ли не единственная российская многоэлектродка – ЭЗ-Standard Т17ДВРМ Энгельсского завода, с тремя боковыми электродами. Во‑вторых, за означенную сумму мы умудрились купить даже свечи с платиновыми электродами – Bosch Platinum WR7DPX, причем самой интересной схемы: с тонким центральным электродом, полностью утопленным в корпус изолятора. В эту компанию вошел и чешский иттриевый Brisk – с заточенным на конус боковым электродом.
Насколько такие свечи лучше обычных (да и лучше ли?), покажет эксперимент. В качестве планки отсчета при проведении моторных испытаний мы взяли «классику жанра» – одноэлектродные ЭЗ-Standard А17ДВРМ. Сравнение проведем по четырем показателям: стабильность конструктивных параметров, результат комплексных моторных испытаний, экология, работа в нештатных ситуациях.

ЗАЗОРЫ И СОПРОТИВЛЕНИЯ

Для начала свечи обмерили, получив величины предустановленных искровых зазоров и электрических сопротивлений. Зачем? Чтобы сразу отсеять изначально негодные образцы. Таких на сей раз не оказалось (хотя прежде брак попадался). Кроме того, интересно оценить неравномерность конструктивных параметров по каждому бренду: чем она ниже, тем выше уровень производства.
Лучшими оказались NGK, Denso, а также Bosch. К сожалению, Tsitron показал невысокую стабильность, особенно на фоне лидеров.
Закончив с щупами и омметрами, мы перетасовали свечи и сформировали для каждого бренда новые комплекты: назовем их условно «хороший» и «обычный». Первый – из тех свечей, параметры которых наиболее близки к средним по выборке. Второй – из того, что осталось. Задавать уровень отсчета при моторных испытаниях будут два комплекта одноэлектродных свечей ЭЗ-Standard А17ДВРМ.

МОЩНОСТЬ, РАСХОД, ТОКСИЧНОСТЬ

В какой мере качество и особенности свечей способны повлиять на характеристики двигателя? Отлавливать придется считаные проценты, поэтому нужны стендовые условия, чтобы полученные эффекты не съела погрешность измерений. Последовательно ставим каждый комплект на вспрысковой мотор ВАЗ‑2111 и в фиксированных режимах оцениваем изменение мощности, расхода топлива и токсичности отработавших газов относительно ЭЗ-Standard А17ДВРМ.
Сначала прогнали на моторе «хорошие» комплекты, затем «обычные». Итоговый результат складывался из достижений обоих наборов. А разброс результатов должен был показать степень зависимости показателей двигателя от стабильности параметров свечей.
Среди классических свечей из «хороших» комплектов разброс по мощности и экономичности сравнительно невелик – до 2…3%, по экологии чуть больше – до 7…9%. А вот «оригиналы» дали заметное улучшение параметров. Наиболее эффективными оказались платиновые Bosch, вторыми пришли на финиш – внимание! – российские трехэлектродные ЭЗ-Standard! Тут явно сработал принцип открытой искры, реализуемый в многоэлектродных схемах, о чем мы неоднократно писали.
Brisk оказался только седьмым по моторным показателям. Изюминка этих свечей – иттриевый сплав, но он в основном продлевает ресурс, не оказывая особого влияния на качество искрообразования. Заточив боковой электрод на конус, конструкторы, по нашему мнению, ошиблись. Подобная форма целесо­образна, когда он заканчивается над центральным электродом (так, например, делают NGK и Denso). В этом случае образуется зона локального повышения интенсивности электрического поля и, стало быть, меняются условия искрообразования. А в варианте, предложенном Brisk, боковой электрод далеко выступает за центральный – и поэтому условия образования искры здесь практически не меняются.
Кстати, обратите внимание: при проверке «обычных» комплектов преимущество лидеров выражено сильнее! Потому совет: даже экономя, приглядитесь повнимательнее к лидерам. Чем меньше различаются параметры свечей, тем лучше поедет ваша машина!

КОГДА ГАСНУТ СВЕЧИ…

Следующие два испытания. Мы всегда подчеркиваем, что за ограниченное время смоделировать в полном объеме все беды реального двигателя – отложения, износ свечей, холодные пуски и т. п. – не удастся. Но можно косвенно оценить устойчивость работы свечей в экстремальных условиях по тому, как они поведут себя при пониженном напряжении в бортовой сети. Например, при 9 В вместо привычных четырнадцати. Само собой, над топливным насосом и электроникой издеваться не будем: нас интересует только разница в поведении свечей. Потому переходим на стенд с карбюраторным мотором. В этих испытаниях участвуют «лучшие».
Итоги подтвердили результаты предыдущей серии – удачнее других выступили платиновые тонкоэлектродные свечи Bosch и российские трехэлектродки. Причем разброс между лидерами и аутсайдерами заметно вырос, особенно по токсичности отработавших газов.
Последний тест. Проверяем, при каком минимальном напряжении питания свечи продолжают искрить. Это испытание подскажет, какая из свечей будет работать до последнего даже при неблагоприятных условиях. Стендовый двигатель выводим на стабильные температурные параметры, а потом плавно понижаем напряжение до полного прекращения искрообразования. Лучший показатель по этому параметру вновь выдал Bosch, сдавшийся только на рубеже 5,88 В. А первым капитулировал Tsitron: 7,34 В.

БАЛДА НЕ СОВСЕМ ПРАВ!

Итоги – в таблицах. Неожиданность одна: давненько российские изделия не выигрывали наших тестов. А здесь трехэлектродные и при этом недорогие свечи заняли чистое второе место, вклинившись в группу признанных мэтров между Bosch и «японцами».
А Балда, представьте себе, был не вполне прав! В погоне за дешевизной иногда удается отыскать и нечто достойное…

ТЕРМИНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

Внешняя скоростная характеристика. Характеризует изменение мощности (или крутящего момента) двигателя в зависимости от числа оборотов его коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке (для бензинового мотора).
Параметр мощности. Рассчитывается как среднее увеличение (уменьшение) мощности на всех замеренных точках внешней скоростной характеристики по отношению к базовому комплекту.
Параметр токсичности (отдельно по компонентам СО, СН, NОx). Рассчитывается как средние увеличения (уменьшения) содержания указанных токсических компонентов по отношению к базовому комплекту.
Параметр экономичности. Рассчитывается как среднее увеличение (уменьшение) удельного расхода топлива на всех замеренных точках нагрузочных характеристик по отношению к базовому комплекту.
Усредненный моторный показатель аварийный. Принимается равным параметру экономичности.
Усредненный моторный показатель. Рассчитывается как взвешенная сумма параметров мощности и экономичности.
Усредненный показатель токсичности. Рассчитывается как взвешенная сумма параметров токсичности по всем компонентам.
В качестве базового был выбран комплект ЭЗ-Standard А17ДВРМ. Перед расчетом итоговых показателей качества привели к стандартным условиям данные замеров и построили аппроксимации зависимостей, позволяющие использовать одни и те же точки сопоставления по нагрузке.
В каждом виде испытаний участники получали коэффициенты по пятибалльной шкале: 5 баллов за лучший результат и 1 балл – за худший. Остальные оценивались пропорционально положению в таблице.
По итогам четырех видов испытаний определяли сумму коэффициентов (конструктивный, моторный, экологический, аварийный), которая и учитывалась при распределении мест.