Ближний или противотуманки, нестандартные лампочки или дополнительные фары, установленные над или под бампером – c чем лучше ездить днем?

Видимо, и в Украине скоро станет обязательной езда днем с ближним светом фар (в городах – в осенне-зимний период, а на загородных трассах круглый год). Многие водители заранее скорбят о лишнем расходе топлива, хоть он на самом деле составит десятые доли процента. К тому же у ближнего света есть легальная альтернатива, которую неизбежно узаконят и у нас, – более экономичные дневные ходовые огни (DRL, Day Running Light). Причем для автомобилей, которым такие фары не достались на конвейере, сторонние производители предложат различные варианты универсальных светильников. Соблюдая нехитрые правила, их вполне законно можно установить на любое авто. Впрочем, существуют и другие способы оборудовать машины дневными ходовыми огнями. Мы попробовали почти все варианты.

СПРОС ЕСТЬ

Нестандартные лампочки и дополнительные фары всегда были в числе самых прибыльных аксессуаров. Нововведения еще больше подогрели интерес автолюбителей, а шустрые продавцы быстро вы­учили термин «дневной свет».
Правда, под этой биркой сплавляют обычные противотуманные фары. Самая яркая отличительная черта: у дневных огней потребляемая мощность ниже на порядок (5–6 Вт против 55). Столь существенную экономию дают в первую очередь светодиодные лампы. При десятикратной разнице в мощности световой поток полупроводниковых источников лишь немного слабее, чем у галогенных, но субъективно они воспринимаются чуть ли не ярче. Такой эффект дает более резкий холодный цвет и иной рефлектор, иначе формирующий световой пучок. Ведь задача дневных огней, в отличие от ближнего света или противотуманок, не бить на несколько десятков метров, освещая дорогу, а сделать автомобиль заметнее.
Для теста мы выбрали два комплекта дневных ходовых огней именитых производителей – «Хеллы» и «Филипса». На рынках и в магазинах предлагают и более дешевые варианты дополнительных фар на светодиодах. Только перед покупкой посмотрите технические требования, чтобы потом не завернули на техосмотре.
Еще один бюджетный вариант выпущен в Тайване под названием «Сириус». Любопытная деталь: внутри фары не светодиоды, а лампы накаливания. На упаковке маленькая наклейка с пояснениями на русском языке, в том числе предупреждение: «Применять на дорогах не выше третьей категории». Интересно, чем они опасны для более серьезных трасс?
Ради эксперимента, хотя Правила и запрещают, заменили штатные лампы в габаритных огнях и противотуманных фарах светодиодными. В магазинах их найти трудно, зато на рынках – в избытке. Причем для современных штатных противотуманок под галогенную лампу Н11 предлагают два варианта по схожим, но совсем не низким ценам. Первый светильник ощетинился со всех сторон двумя десятками излучающих огонь квадратиков, у второго, с виду более серьезного и эстетичного, световой поток фокусирует линза. Но долой предвзятость – вдруг такие лампы работают лучше штатных галогенных?

РАДИ БЛИЖНЕГО

Сначала разберемся с парой ближний свет – противотуманный. Только в этом случае сравниваем не яркость фар (невооруженным взглядом разница незаметна), а расположение источников света – над или под бампером. Миллиметры по высоте при установке на автомобиль могут вылиться в метры пройденного на дороге пути. А этот запас никогда не бывает лишним. Вывод: если на автомобиле нет дневных ходовых огней, то лучше включать днем ближний свет, а не противотуманные фары. И вспомните этот совет, когда будете выбирать место для установки дневных фар.
Теперь берем штатный свет за эталон и по очереди сравниваем с ним три комплекта ходовых огней. Оценка экспертов показала, что светодиодные «Хелла» и «Филипс» в яркости не уступают более мощным галогенным противотуманкам. Хотя по замерам люкс­метром галогенка светит в 2–2,5 раза лучше полупроводниковых огней. Вероятно, последние кажутся ярче из-за иного распределения светового потока или более высокой цветовой температуры (для сравнения: галогенные – 3000 К, газоразрядные (ксеноновые) – 4200 К, светодиодные – 5000–5500 К, дневной свет – 6500 К), придающей лучам холодный оттенок. Кроме того, светодиодные лампы не только экономичнее, но и долговечнее галогенных и газоразрядных – ресурс в среднем 5000 ч. Итак, вполне достойная замена.
«Сириусы» с лампами накаливания, дающими теплый свет, показались экспертам бледнее штатной и дополнительной светотехники. Беспристрастный прибор подтвердил: освещенность почти в четыре раза слабее, чем у ближнего света. Хуже штатных галогенок и светодиодных ходовых огней вышеупомянутых производителей, но лучше, чем вообще без фар.
Закончив с дополнительными фарами, экспериментируем с установкой светодиодных ламп в штатную светотехнику. Первая рокировка – габаритные огни. Они стали чуть ярче, по рефлекторам растекся нежный голубоватый свет. Вполне сгодятся как ночники, а не дневные фары. Кроме того, синеватый оттенок разбавляет желтый цвет, когда включаешь ближний. Возможно, некоторые ценители найдут такую картину привлекательной, мы же называем ее неприемлемой и потенциально опасной. Однозначный вывод: это не альтернатива ближнему свету.
Остались две пары светодиодных светильников для штатных противотуманок. Добротная с виду лампа с линзой на деле оказалась не столь хороша – светит откровенно слабее, чем 55‑ваттная галогенка, при этом неродная деталь болтается в патроне, из-за чего пучок в движении дрожит. Испытания другой пары светодиодных ламп вовсе закончились провалом – платы с полупроводниками при установке в фару прокручивались в корпусе. Из-за этого к сумме, отданной за товар, прибавилась стоимость двух сгоревших предохранителей. А ведь хотели сэкономить… на бензине!

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Кстати, потраченные на светодиодные лампочки деньги отбились бы примерно через… 40 тыс. км. Нетрудно прикинуть, на каком пробеге начнут экономить финансы дополнительные ходовые огни, которые в несколько раз дороже.
Хорошо, когда дневной свет встроен в штатную заводскую светотехнику. А коли решите устанавливать такие фары дополнительно, не тешьте себя надеждой, что выиграете в деньгах – начальный взнос очень большой. Хотя преимущество от дневного света, безусловно, есть: например, он слегка разгрузит генератор, что актуально для многих подержанных автомобилей (и еще можно не «жечь» зря задние габаритные огни).