Разработки компании «Осрам» в области освещения | Место действия Германия | Автор Кирилл Милешкин

history-lampsПрогресс автомобиля ныне обозначил два ключевых направления: экология и активная безопасность. К последней среди прочего относят различных электронных ассистентов и светотехнику. Начинку фар и фонарей конструкторы меняют с головокружительной скоростью. Что примерят завтрашние автомобили, поведали специалисты компании «Осрам» – крупного производителя светотехники.

Лед тронулся!

Органические светодиоды (OLED, Organic Light-Emitting Diode) пред­-
ставляют собой сверхтонкую многослойную структуру, состоящую из полимеров. Фактически OLED – это не отдельный источник света, имеющий определенные размеры, как привычные для нас лампа и диод, а полотно (или экран) произвольной площади, которое светится при подключении к источнику энергии.
Технология только входит в автомобильный мир, однако в других сферах ее используют не один год. С ней работают изготовители декоративных светильников и дисплеев для различных устройств. Первых привлекает небольшая толщина и гибкость (в прямом смысле этого слова) материала. Жидкокристаллические телевизоры с подсветкой на органических светодиодах имеют ряд преимуществ перед предшественниками – плоскими ЖК-экранами с люминесцентными лампами и плазменными панелями: у них выше яркость и контрастность, больше угол обзора.
Эти же качества ценны в автомобильной светотехнике, – например, новые возможности для творчества появились у дизайнеров. Только представьте: фонарь любой формы и толщиной в несколько миллиметров можно просто приклеить на выбранный участок кузова, и он будет исправно работать в изогнутом состоянии. Вдобавок для светодиодов, создающих многоцветное изображение на экранах телевизоров, отображение двух-трех сигнальных цветов – семечки. Вот только для головного света OLED-технология не подходит: не та яркость. Да и с фокусировкой она не в ладах.
«Осрам» активно работает над внедрением органических диодов в автомобили. В следующем году компания рассчитывает выпустить на розничный рынок продукты (какие именно, пока тайна), адресованные любителям тюнинга. А в 2015-2016-м уже начнет поставки на конвейеры автомобильных производителей. Подозреваю, одним из них будет «Ауди»: фирма уже показала прототипы с OLED-фонарями в конце 2011 года.

Оружие будущего

У многих людей слово «лазер» вызывает ассоциации с чем-то космическим и высокоточным. Но в следующем году этот «мирный атом» станет доступен рядовым автолюбителям (правда, очень обеспеченным): с опционными лазерными фарами на арену выходит БМВ-i8. По заверениям разработчиков, инновационный свет на 70% мощнее светодиодного (самый передовой аналог) при тех же энергозатратах. Вдобавок это излучение чистого белого цвета, что благоприятно для человеческого глаза.
Сама установка с лазером и фосфорной пластиной, через которую проходит луч, очень компактна, однако смущает обилие вспомогательных систем. К примеру, тестовый образец в лаборатории «Осрам» оснащен жидкостным охлаждением. Правда, инженеры заверили, что в серийном варианте хватит и вентиляторов, как у диодной оптики. Не хотелось бы менять антифриз еще и в фарах…
Как в случае чего обезопасить глаза окружающих? В блоке фары установили дополнительные датчики, и, если они зафиксируют утечку, электроника отключит неисправную светотехнику.

Попасть в матрицу

На фоне описанных технологий обычные светодиоды выглядят старыми знакомыми. А ведь они только начали свою карьеру в автоиндустрии. Новую главу в ее историю впишут матричные фары с десятками светодиодов в одном корпусе. Такое решение обеспечивает полностью автоматическое управление распределением света в соответствии с меняющейся дорожной обстановкой. Иными словами, фара постоянно светит дальним светом, а при появлении, например, встречного автомобиля притушит часть ламп, чтобы не ослеплять водителя. В серийное производство аналогичное решение уже запустила «Ауди».
Имеются и альтернативы. В «Мерседес-Бенце» Е-класса светодиодные фары поворачиваются сервоприводами, хотя идея постоянно включенного дальнего света реализована и здесь. Примеряются к аналогичным конструкциям и производители более доступных моделей: тестовые прототипы не первый месяц обкатывает «Опель» (ЗР, 2012, № 6), светодиодные фары есть и в списке опций нового «Сеата-Леон».

1-osram-cp_01

Как работают органические светодиоды

При подаче на катод (1) отрицательного заряда, а на анод (5) – положительного возникает движение электронов. Анод забирает электроны из проводящего слоя (4), оставляя положительно заряженные частицы. Они двигаются в эмиссионный слой (2) навстречу отрицательно заряженным частицам. Их встреча сопровождается выделением электромагнитного излучения, или, говоря проще, свечением (3).

07-osram_-zr10_13

Любителям тюнинга

Судя по разнообразию продукции «Осрам» в розничной торговле, на доработки внешнего и внутреннего освещения падки и европейцы. Первый пример – беспроводная подсветка салона. Гибкие трубки различной длины меняют цвет и яркость по сигналу с пульта управления. Подключения к штатной проводке не требуется: достаточно периодически заряжать батарейки.
Другой аксессуар – светодиодные противотуманки со встроенными секциями ходовых огней (на фото). Модули диаметром 90 мм подойдут большинству машин с круглыми фарами в бампере. Визуально яркость в обоих режимах работы и светораспределение достойные. В Украине их предлагают за 2000 грн. Недешево! Стоит ли новинка своих денег, рассчитываю проверить, примерив ее на редакционную машину и сравнив со штатными противотуманками.

[%GALLERY%]