Конец зимы БМВ отметила демонстрацией приемов, позволяющих жить в гармонии со снегом и льдом. Советы запоздали? Нисколько. Примерив на себя роль прилежного ученика, Николай Захаренков убедился: править собственные водительские навыки «по горячим следам» намного легче. Фото: БМВ.

Дороги в горной Австрии идеального качества и чистенькие, будто по ним только что прошлась поливальная машина. А вдоль трасс – сугробы высотой в человеческий рост, с торчащими из них верхушками дорожных знаков. Точнее, краями верхушек.
Чудное оправдание перед дорожной полицией дарит водителям стихия: «Герр полицейский, я не вижу знака, ограничивающего скорость! Вы видите?». Впрочем, сейчас, в конце февраля, легко шутить на тему снегопадов, и австрийцы уже вновь смеются над такими шутками. А в начале года часть Австрии захватила вьюга: около 40 тыс. туристов оказались в плену у Снежной Королевы – ни заехать, ни выехать. Пробки на дорогах, аварии на автобанах… И ведь причинами заторов часто становился не сам снегопад, а водители, не справившиеся с управлением на скользкой трассе. Разумеется, учиться ездить «по книге» – последнее дело. Любая теория лучше усваивается на практике. И все же несколько зарисовок на тему зимнего вождения лишними не будут. Для показательных выступлений инструкторы школы вождения БМВ выбрали полноприводные автомобили марки. Профессионалов можно понять: баварский xDrive сегодня по праву считается одной из лучших систем полного привода для дорожных автомобилей, а две ведущие оси всегда позволяют больше, чем одна.

РАНЬШЕ И ЖЕСТЧЕ

«Не верь жене и тормозам» – такую наклейку на свою машину обычно крепят автомобилисты, разочаровавшиеся в личной жизни и успевшие получить «пинок под зад» от судьбы. Ее оружием (так и хочется сказать – слепым!) часто служит водитель, не выбравший верную дистанцию до впереди идущего и/или не успевший вовремя затормозить. Это прозвучит слабым оправданием зеваке, но предсказать тормозной путь автомобиля на льду действительно невозможно.
«Попробуйте остановиться как можно ближе, но не сбить его», – говорит инструктор и ставит полосатый конус в конце полосы сплошного льда. Мы с коллегами вольны выбирать как скорость, так и момент начала торможения. Разгоняюсь примерно до 45 км/час, резко ударяю по педали тормоза и следующие десять-пятнадцать метров под аккомпанемент стрекочущей ABS автомобиль, будто на санках, несется на конус. Легкий стук, и сине-голубой кусок пластика отлетает в сторону: мне не хватило каких-то пары метров до полной остановки. Следующий раз поднимаю стрелку лишь до
40 км/час – результат тот же.
На 30 км/час – явный «недолет»: до ставшего заветным конуса остается добрый пяток метров. Машины стартуют по очереди, но… Угадать, остановившись в полуметре от конуса, удается лишь одному из коллег, да и то случайно: его следующая попытка оказывается провальной.
«Автомобиль может двигаться на грани законов физики, но выход за нее всегда заканчивается плачевно», – резюмирует инструктор. И рекомендует начинать торможение как можно раньше, а с педалью тормоза в критической ситуации обращаться как можно жестче: резко и сильно ударить по ней и удерживать до полной остановки автомобиля. Все остальное система ABS сделает сама. Если не успеваете остановиться перед препятствием, единственный выход – попытаться объехать.

БЫСТРО, НО ПЛАВНО

Теперь в конце ледяной полосы не один конус, а целых три: прямо перед ними нужно свернуть направо или налево, не зацепив импровизированную «стену» и не потеряв контроль над машиной. Выполнить вторую часть задачи часто мешает банальный страх. Благодаря ему мы в ужасе глядим на само препятствие, а не на пути его объезда, и резко дергаем руль вместо того, чтобы плавно его повернуть. Об этих двух ошибках сказано уже много, но не помогает: они настолько распространены, что не мешало бы повторить.
Итак, первым делом заставляем себя отвести глаза от самого препятствия. Периферийное зрение сообщит о том, когда нужно поворачивать руль. Делать это нужно плавно, хотя и быстро. Резкий рывок рулевого колеса на скользком покрытии чреват заносом, а времени и места для того, чтобы «поймать» автомобиль, может и не быть. Быстрота и плавность только с виду кажутся взаимоисключающими – несколько тренировок на «змейке» позволят с легкостью их сочетать. А саму «змейку» можно составить на площадке или парковке хотя бы из пластиковых бутылок – не обязательно покупать такие же красивые конусы, как у инструкторов БМВ.

ПОЙТИ НА ПОПЯТНУЮ

Далеко не всегда ДТП происходят на прямой – повороты куда коварнее. Особенно, если в вечной спешке мы стараемся пройти вираж на максимальной скорости. Скользкое покрытие лишь усугубляет ситуацию: водитель поворачивает руль, но автомобиль, отказываясь слушаться, намеревается спрямить дугу поворота. Это и есть недостаточная поворачиваемость. Естественная реакция – еще больше довернуть руль в сторону поворота – приводит к тому, что машина с потерявшими сцепление управляемыми колесами продолжает двигаться прямо. Поскольку все происходит в повороте, такое движение заканчивается на обочине или в кювете – как кому повезет.
Владельцам полноприводных БМВ проще: высокоинтеллектуальный xDrive творит чудеса. Полноприводного «баварца» несложно удержать на траектории даже с отключенной системой стабилизации DSC. Ведь xDrive всегда предлагает той или иной оси нужную порцию крутящего момента, от 0 до 100%. И не ждет, когда колесо начнет проскальзывать – работает на опережение.
Система стабилизации DSC, включенная по умолчанию, не менее эффективна. Но если вы собственноручно выбрали в своей полноприводной «пятерке», скажем, режим «Спорт плюс», переводящий «электронного стража» в режим DTC (разрешает более динамичное вождение), вам в вышеописанной ситуации нужно сделать то же, что и тем, кто едет на переднеприводном «корейце». А именно: немного сбросить газ и чуть «отпустить» руль или качнуть его в противоположную повороту сторону. Так вы поможете управляемым колесам вернуть сцепление с дорогой и получите возможность повторить попытку поворота. Шансы на то, что она окажется успешной, сильно возрастут.

ВЫБОР ЗА ВАМИ

Даже самая умная вспомогательная электроника призвана именно помогать, а решения принимает водитель. И самое важное из них – выбор пути. Вот перед нами широкая ледяная горка, присыпанная по краям снегом. Инструктор предлагает заехать на нее, но не с разгона. Нужно остановиться примерно на середине подъема, а потом продолжить движение. Вначале по заснеженной части, затем так, чтобы на льду оказалась лишь половина автомобиля (т.е. колеса правой или левой стороны). И на закуску – подъем по отполированному до блеска льду. Ситуация идеально имитирует движение в гору, скажем, в дорожной пробке. Чуть «протянули» – остановились, и опять вперед.
Старт на снегу дается легко: xDrive отлично справляется с задачей, и ассистирующей электронике не приходится даже вмешиваться. Как только под левым передним и задним колесом оказывается лед, на приборной панели сразу же начинает мигать индикатор системы стабилизации. DSC притормаживает колеса, собравшиеся было полировать лед, но одновременно сильно «душит» мотор. Для уверенного старта явно нужно удлинить электронный «поводок», поэтому нажатием кнопки перевожу систему стабилизации в режим DTC. Теперь не так жестко «прикусываются» колеса, но самое главное – большую свободу получает двигатель, и под его натужный рык полноприводная БМВ 5-серии стартует в гору с эффектной пробуксовкой. Но что будет на чистом льду?
Увы, ничего хорошего. Стрелка тахометра взлетает до красной черты, но автомобиль в лучшем случае остается на месте. В худшем же скатывается вниз… боком. С таким результатом закончили бой с невзятой высотой коллеги, начавшие активно крутить рулем. Не без причины, разумеется: они пытались «нащупать» менее скользкое покрытие – спасительный снег был в метре от машины.
«Выбирать покрытие, по которому едете, нужно еще до старта! – улыбается инструктор. – И упражнение отлично доказало это. Но даже если вы застряли на подъеме, скатываться вниз лучше не боком, а передом». Теперь нам предлагают выполнить нечто вроде «полицейского» разворота. Отпустив тормоза, позволить машине набрать скорость, затем «сорвать» ее резким и коротким движением руля в сторону, противоположную той, куда собираетесь направить багажник. А уже после развернуться на 180 градусов, повернув руль примерно на оборот в одну сторону и ровно столько же – в другую. Пусть не с первого раза, но получается.
Вы не готовы к голливудским трюкам? У БМВ есть ответ: функция интеллигентного спуска. Причем спускаться можно и задом, нужно лишь перевести селектор АКПП в «нейтраль» или режим заднего хода и нажать кнопку сразу за рычагом КПП. Машина медленно скатывается назад, а водителю остается лишь поглядывать в зеркала заднего вида.
Чудесно, что на помощь современному водителю пришла интеллектуальная техника. Но ассистент не сделает сложную операцию вместо хирурга. Поэтому выбор все равно остается за водителем – учимся делать правильный!