Две баварские модели стартовали  почти одновременно. На первый взгляд, они очень похожи не только кузовами, но и по идеологии. Сергей Канунников манипулировал двумя «пятерками», умножая, складывая, деля… Фотографировал Константин Якубов.

Чувствуем себя серыми и несовременными! Всего-то нужно открыть багажник «Ауди», но поди догадайся, что для этого простого действия надо заглушить мотор и вынуть ключ из замка. Или… найти соответствующий раздел меню и изменить настройки. БМВ, конечно, тоже не простак. Нижняя крышка багажника, поднимающаяся отдельно, без стекла, временами закрываться почему-то отказывается. Видимо, тоже нужно штудировать инструкцию. А еще… Ну чем джойстик управления коробкой передач БМВ с двумя кнопками (отдельная – для паркинга) лучше традиционного рычага, на котором лишь кнопка блокировки? Может, это сделали, чтобы красиво, с картинками расписать на дисплее (специально для привыкших к «примитивным» решениям), как правильно работать джойстиком? Тот, кто писал это меню, тоже ведь занимался делом…

ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ

Конечно, неплохо бы взять на тест более демократичный и менее дорогой БМВ. Этот едва ли не вдвое дороже «Ауди». Но ряды предназначенных для тестов машин не длинны, поэтому мы все же решились свести столь разные по цене хэтчбеки капот к капоту. Ведь инструментальных замеров зимой не делаем, а сравнивать будем не столько комплектации, сколько идеологии, если угодно – философии автомобилей. Кроме того, больше – не всегда (ну или, по крайней мере, не для каждого) лучше. В чем мы неоднократно убеждались во время теста.
В автомобилях такого класса есть все. Впрочем, степень этого «всего» все-таки разная. Салон «Ауди» понравится тем, кто не приемлет вычурного авангардизма и кричащего модернизма. Речь не о том, что арифмометр лучше компьютера. Но отказываться от ручки лишь потому, что на свете есть смартфоны, тоже неразумно. «А5 Спортбек» подкупает логичными, выверенными, в хорошем смысле усредненными решениями. Скажем, сиденья не давят излишне жестким и высоким боковым подпором, но и аморфными их не назову. Именно такое кресло не утомляет в дальней дороге, позволяет чуть менять позу, однако не заставляет хвататься за руль в поворотах, чтобы не съехать с сиденья.
Органы управления «Ауди» именно там, где должны быть. И все равно компьютеризации здесь чуть больше, чем надо. К сетованиям по поводу уже помянутой мудреной настройки багажника добавлю, что нет «устаревших» кнопок, с помощью которых можно быстро, не отвлекаясь на разглядывание меню, найти в радиоприемнике любимую радиостанцию.
БМВ бьет «Ауди» роскошью по всем статьям! Тут и отделка из дерева, и три дисплея (два – в подголовниках), и четырехзонный климат-контроль. «Гран Туризмо» заметно просторнее «Ауди»,
а сиденья безоговорочно заслужили высшую оценку за дополнительную регулировку – подколенного подпора.
Помимо задней видеокамеры (такая же и в «Ауди»), в БМВ еще и две передние – они отслеживают обстановку в зоне колес. «Гран Туризмо» сам включает и выключает дальний свет в зависимости от освещенности дороги. И еще удар по конкуренту – работающий по принципу тепловизора прибор ночного видения, который транслирует картинку на передний дисплей. Забавно видеть, что самые заметные точки у пешеходов – лицо и кисти рук, а у автомобилей – глушитель и редуктор заднего моста.
От такой машины ждешь совершенства во всем. Однако почему-то, когда климатическая установка работает в автоматическом режиме, окна постоянно потеют. Может, вновь надо полазить в меню?.. А ведь в «Ауди» вентиляция, пусть и менее сложного, двухзонного устройства, работает нормально.
Проще и логичнее в «Ауди» организовано и оповещение об изменениях настроек: просто светится нажатая кнопка. В БМВ при переключении из Comfort в Normal и далее на большом дисплее появляется даже картинка, а на приборном щитке – надпись. Но напоминания вскоре исчезают, поэтому сложно определить, в каком режиме едешь.
Ох уж эти электронные радости! Так и представляю себе господина, уплатившего сотню тысяч евро, чтобы пару дней штудировать толстенную и не больно хорошо переведенную инструкцию! Может, для лучшей усвояемости еще и законспектировать непонятное? По-моему, лучше поездить!

НЕДОСТАТКИ И ИЗБЫТКИ

Даже по официальным заводским данным, разница в результатах разгона 407-сильного БМВ и 265-сильного «Ауди» – всего-то 1,1 с. И это в идеальных условиях, на сухом покрытии, в руках натренированного профессионала. Ну а на скользкой дороге полноприводный «Ауди», вероятно, обставит «Гран Туризмо», у которого задние ведущие колеса. «А5 Спортбек» уходит со старта стремительно и напористо, бесступенчатая трансмиссия позволяет мотору крутиться до 7000 об/мин. Трудно представить, что кому-то такая динамика покажется вялой.
Сверхмощный БМВ разгоняется более эффектно… и менее эффективно. Там, где «Ауди» просто ехал прямо, «Гран Туризмо» даже с нажатой в полхода педалью и в режиме Comfort чуть крутит кормой, чем вынуждает водителя напрягаться. Если же переключиться на Sport+, когда электроника лишь в самой критической ситуации активирует систему стабилизации, автомобиль в неумелых руках может стать просто опасным. Последний номер программы теста – полное отключение электроники. Теперь, чтобы сорвать с траектории «Ауди», нужно потрудиться лишь немногим меньше, чем для того, чтобы удержать БМВ. Напрашивается крамольный с точки зрения современного автомобилестроения вопрос: а нужны ли заднеприводному, высокому автомобилю, пусть и начиненному самой продвинутой электроникой, 400 сил?
Конечно, рывок на обгоне, когда коробка с восьмой передачи переходит аж на вторую, очень впечатляет. Но траекторию в этот момент, особенно на продольных неровностях, автомобиль держит неидеально и требует корректировки рулем. Многое, конечно, зависит от шин, но ведь на «Ауди» тоже шипованные.
Бесспорно, «Гран Туризмо» гораздо комфортнее. Особенно это ощущают задние пассажиры, для которых трудится пневмоподвеска. Мелких неровностей автомобиль не замечает, крупные сглаживает. Однако на высоких скоростях у водителя другие заботы: при малых углах поворота руля реакции машины размазанные. А стоит повернуть руль сильнее, она реагирует резко и нервно. Даже с переходом на спортивный режим, когда подвеска становится заметно жестче, руль по-прежнему кажется излишне легким и недостаточно точным.
А вот управляемость «Ауди» практически идеальна. Машина четко и быстро реагирует даже на малейшее движение рулем. Увы, плата за это – жесткость подвески в комфортном режиме и чрезвычайная жесткость в спортивном. Чтобы отправиться в путешествие в глубинку, машина не очень подходящая. Но какое же удовольствие ездить на «Спортбеке» по хорошим (ну хотя бы относительно) дорогам!
Кстати, о дальних путешествиях: комфортный БМВ, конечно, подходит для них больше. Но напомню: «дальний бой» без запасного колеса по нашим дорогам – занятие рискованное…
Различия машин обусловлены родительскими генами. Правда, у «Ауди» – производного от спортивного купе А5 они читаются яснее и четче. Ну а кто же вы, «БМВ Гран Туризмо»? Роскошь седана бизнес-класса, дизайн с претензией на спортивность, дорожный просвет паркетника. Получился… некий недокроссовер. Вот если оснастить автомобиль полным приводом, более разумно реализовав безумную мощность мотора, машина, вероятно… будет стоить уже не в два, а в три раза дороже самого накрученного А5. Современные автомобили – пособия по занимательной математике, в которой и пятью пять не всегда двадцать пять.

Сергей Канунников: «Результаты не совсем обычного теста оказались особенно интересными. Сильные стороны одного автомобиля отнюдь не весомее достоинств другого. Да и вообще, избыток иногда сродни недостатку…».