Так и вижу презрительные улыбки тех, кому нужно минимум 2 литра на брата и кто считает, что такие машинки – удел лишь светловолосой части прекрасного пола. Попробуем избавиться от комплекса превосходства? Беспристрастно взглянуть на микролитражки попытался Сергей Канунников. Фото: Александр Кульнев.

Некогда маленькие, микролитражные автомобили были слабосильны и дешевы. Сегодня не может быть ни того ни другого. «Утрамбовать» комфорт, приличные ходовые качества, экологичность и безопасность в малый объем задешево не получится. Потому-то богато укомплектованные малыши порой дороже не слишком оснащенных моделей более высокого класса. Но ряды поклонников городских машин растут даже у нас. Жителям мегаполисов не надо объяснять, как важны экономичность, юркость, невеликие габариты.

У современных микроавтомобилей есть еще одна интересная черта: по-моему, они, как не многие иные машины, несмотря на глобализацию, несут национальные черты…

Italiano vero

«ФИАТ-Панда» действительно истинный итальянец. Он очень похож на свою страну – гостеприимную и раздражительную, нарядную и солнечную в такой же степени, в какой пыльную и местами неухоженную. А еще ФИАТ напоминает сотрудников многочисленных итальянских правоохранительных органов. Мундир с пестрыми нашивками, фуражка с высокой тульей и громадной кокардой, белая портупея и, часто даже в жару, перчатки.

Кстати, на июньский тест «Панду» мы получили… на зимних шипованных шинах. Чтобы хоть как-то провести замеры, переобули машину, но в колеса большего диаметра и ширины (185/60R14 вместо 155/80R13), поэтому ездовые оценки приблизительны (хотя управляемость и комфорт улучшились).

«Панда» заинтересует тех, кому импонирует маленький автомобиль, выглядящий серьезно, по-взрослому. Ни снаружи, ни внутри нет игривости, ну а панель приборов угловатой монументальностью напоминает, пожалуй, вседорожники начала 1990-х. В этом есть свой шарм, но зеркала, похожие на те, что некогда ставили на ВАЗ-2105, не для города!

От таких машин не требуют околоспортивных радостей, посему сгодятся и сиденья с чуть выпуклой подушкой. «Панда» узкая, но в длину для зад­них пассажиров приемлема, да и самый большой багажник в тестируемой тройке – у нее.

Ездовой характер ФИАТа по-итальянски противоречив. Потомок знаменитых малолитражек взрослее, чем кажется на первый взгляд. Машина неплохо стоит в поворотах и на шипованных шинах, хотя и заметно кренится. Даже азарт появляется! А чтобы не сползать с сиденья, коленями можно упираться в дверь и консоль. Моторчик у «Панды» живой, но его нещадно душит коробка передач. Мало того, что даже среди роботов этот – замедленный, так еще и строптивый. Скажем, из нейтрали рычаг, в том числе случайно, можно перевести не нажимая тормоза. Но чтобы тронуться, педаль надо все же нажать и вновь передернуть селектор. А коробка задумывается, не сразу понимая, что от нее хотят. Бывают сбои и на ходу – при переходе из автоматического режима в ручной. В общем, сжиться с агрегатом можно, но осадочек остается. Кстати, на высокой скорости переходить в нейтраль коробка не хочет, поэтому выбеги не мерили, а тормозили, вопреки правилам, с включенной передачей.

«Панда» неплохо глотает мелкие неровности, но на волнах появляется раскачка – продольная, поперечная, диагональная.

ФИАТ среди испытуемых – самый доступный, хотя дешевым его не назову. За 111 300 грн есть кондиционер и передние электростеклоподъемники, но нет даже простенькой «музыки». А так хотелось, чтобы Тото Кутуньо спел про истинного итальянца…

Французкий блюз

Помните, как поет его знаменитая мадемуазель? Изящная, но твердая, грустная, но непреклонная. «Пежо-107» надменно выпятил бампер, словно утверждая: да, мал, но вовсе не слабосилен!

Мы поездили на машине, состоящей, кажется, из одних дверей, вчетвером – словно медведи в цирковом экипаже. Жить сзади можно, но очень не хочется! Зато спереди удобно и просторно даже высокому. Конструкторы не стали сооружать мощную консоль, и правильно сделали – ни водителя, ни пассажира ничто не стесняет.

Сиденья в «Пежо» по форме не лучше, чем в ФИАТе. В салоне меньше пластика и больше металла, все выглядит аккуратно, гармонично и, несмотря на некоторую игривость, основательно и добротно.

Смешные вроде бы 68 сил на шоссе позволяют уверенно держать 100–110 км/ч даже с полной нагрузкой. Нужно лишь не выпадать из ритма: вернуться в него после замедления машине тяжело. Основная проблема и тут в роботизированной коробке передач. Зато, в отличие от агрегата ФИАТа, французским управлять вручную намного удобнее. Да и эффективнее: машина становится заметно резвей. Главное – удерживать обороты в диапазоне 3000–4000. Это, кстати, может пригодиться и в городе с его рваным ритмом движения.

Коротенький автомобильчик ведет себя на дороге надежно. Машина на удивление комфортна, неровности преодолевает без стука и звона. Вот только не надо забывать, что дорожный просвет, даже без всякой защиты, всего 130 мм! Рулится 107-й вполне прилично, тормоза сначала вселяют уверенность, но заметно слабеют при полной нагрузке.

Симпатичный, собранный, удобный для городских и пригородных поездок без полной нагрузки (часто ли вы загружаете машину под завязку?). А, вы вспомнили, что французский блюз поет мадемуазель? Комплексы, комплексы… Поет-то мадемуазель, но подпевают и очень мужественные месье.

Суши-бар

В отличие от японской музыки, кухня Страны восходящего солнца завоевала весь мир. Автомобили Японии менее экзотичны, но общее с кулинарией у них есть. Японские блюда выглядят несерьезно, а на поверку оказываются не только вкусными, но и сытными.

Вот и «Сузуки-Сплэш» не выглядит ни большим, ни грозным: нормальный усредненный дизайн в небольших габаритах. В салоне нет монументальной эклектичности ФИАТа и эксцентричности «Пежо» – все традиционно; может, скучновато, но понятно и удобно. При этом сомнений в национальной принадлежности машины не возникает. Усаживаясь в довольно неплохо профилированное кресло, в очередной раз осознаю: за последние шесть-семь лет прогресс в автомобилестроении, пожалуй, значительнее, чем в иные времена за пару десятилетий. В «Сузуки» действительно можно довольно комфортно ехать вчетвером! Правда, платят за это специфической посадкой водителя. Усевшись так, что руль оказывается в почти вытянутых руках, ноги все равно сгибаешь больше, чем хотелось бы. Кроме того, на правом колене первое время набиваешь синяк об излишне широкую консоль (потом, конечно, приноравливаешься). После роботизированных коробок традиционный автомат переключается просто молниеносно! Все происходит быстро, четко и плавно (высокая цена «Сузуки» обусловлена и этим).

На ходу «Сплэш» сочетает заметную валкость в поворотах с излишней жесткостью подвески, при этом на неровностях несолидно погромыхивает и позвякивает. Зато у «Сузуки» очень достойные тормоза, причем их эффективность гораздо меньше зависит от нагрузки, чем у «Пежо».

Японский малыш – со стальной защитой двигателя, под которой, правда, всего 100 мм! Это уже не просто городской автомобиль, а, применительно к нашим улицам, «для дорог с усовершенствованным покрытием», как писали некогда.
Весомость достоинств «Сузуки-Сплэш» соответствует весомости цены. Конкуренты по тесту доступнее, однако тоже недешевы. Но ведь представления о том, сколько должен стоить маленький городской автомобиль, уходят в прошлое вместе с машинами, совсем не похожими на те, что участвовали в тесте.