Игорь Подольский терпеливо управлял своим «Гетцем» по подсказкам сразу четырех навигаторов, старавшихся перекричать друг друга разными женскими голосами. Кто из них лучше знает дорогу?

Способность навигационной системы находить дорогу определяет не аппаратура, а программное обеспечение и карта, используемая софтом для построения маршрутов. Разные системы с одной и той же программой и одинаковыми картами будут «штурманить» совершенно одинаково. У нас на тесте побывали пять самых популярных карт Украины: «Картбланш» для iGO версий 6 и 8, «Визиком-Навигатор», «Навлюкс» и «Аэроскан». Что самое главное для навигационной системы? Возможность точно подсказать путь к точке с заданным адресом. Представив себя начинающими таксистами, мы проверили навигаторы на полноту адресной базы столицы, точность нахождения адресов на местности и прокладки маршрута к ним.

Сдаем карты

Лигу «гарминов» представляли два одинаковых прибора Garmin Nuvi 205w, но карты в их памяти были разными: «Аэроскан» и «Навлюкс». iGO8 с единственной существующей для этой программы картой «Картбланш» работал в нашем тесте на Globway G228B. Еще одно iGO более раннней версии 6 было запущено на щеголеватого вида NEC GPS-431. Имелась еще карточка памяти с картой «Визиком-Навигатор», но собственного прибора ей не хватило. «Визикомом» мы пользовались на навигаторах Globway или NEC по очереди с «родными» для этих приборов картами. Была еще и шестая карта – в Globway оказалась установлена неизвестная безымянная оболочка с не менее загадочной картой.

Но ее пришлось дисквалифицировать на первом же задании – заставить ее выполнять адресный поиск по номеру дома не удалось. В набор тестовых заданий мы включили с десяток адресов в разных районах Киева – в жилых кварталах, в промзонах и в дебрях частных секторов. В их числе были и новостройки для проверки актуальности карт, и дома с дробными и цифро-буквенными номерами. Дополнительными заданиями были: аэропорт и вокзалы, причем мы требовали от систем находить их не по почтовому адресу, а по имени в базе «точек» POI (от английского Point Of Interest – «точки интереса»).

Куда ведешь, тропинка милая?..

Для начала мы попытались определить даты выпуска карт. Карта в iGO8, которой был укомплектован Globway, оказалась прошлогодней – за июль 2008-го. Порадовал свежестью «Навлюкс»: конец апреля 2009-го года. Дату «Визиком-Навигатора» установить не удалось, сумели узнать только номер версии: 3.2.10. Остается только гадать, что это за версия – навигационной программы или карты. Во всевозможных меню Help-About «Аэроскана» и iGO6 не нашлось даже этого… В адресном поиске легко обыграл конкурентов «Визиком-Навигатор»: сказалось украинское происхождение программы, в которую разработчики заложили все характерные для столичной адресной системы «безобразия». Только «Визикому» оказался по зубам хитрый адрес на улице Коллекторной, под которым скрываются четыре здания, удаленных примерно на километр друг от друга.

Остальные же системы направляли нас наугад к одному из них, причем никто не угадал… На «отлично» справлялся «Визиком-Навигатор» и с дробными номерами домов, и с буквенными индексами, не сумев «расщелкать» только коварный адрес «Антонова, 4, корпус 1» – это здание значилось в его базе под номером 4А. Слабое же место «Визиком-Навигатора» – полное незнакомство с дворовыми проездами. А тех, кто с компьютерной техникой «на Вы», отпугнет неважный пользовательский интерфейс с запутанной системой меню, мелкими экранными деталями и мелкими кнопками, в которые сложно попадать пальцами – желателен стилус. Вдобавок голосовые подсказки «Визиком-Навигатора» не отличались «вежливостью», навевая воспоминания о советской торговле. С дворовыми проездами способны разбираться только «Гармины». Ни одна из остальных карт даже не пытается проложить маршрут внутри квартала, а лишь ведет до ближайшей, по мнению карты, точки улицы, и чтобы подать машину к подъезду, таксисту придется «брать языка». Обе iGO, к тому же и контуров зданий не отображают.

Слабости у «Навлюкса» и «Аэроскана» тоже общие: оба не умеют искать адреса по сложным номерам домов. Приходилось использовать адресный поиск для обнаружения дома без индекса, затем дом с индексом искать визуально на карте и указывать на него системе буквально пальцем. Именно так нам удалось получить маршрут по лабиринту дворовых проездов к многоэтажке по ул. Вербицкого, и именно из-за невозможности найти «14Б» адресным поиском обе системы упустили шанс получить максимальные для этого задания 8 баллов. Неожиданные сложности у навигаторов вызвал Южный терминал железнодорожного вокзала. О его существовании знает только база данных POI «Навлюкса». Пассажирам таксиста, пользующегося одним из iGO или «Визикомом» попасть на Южный терминал не удастся вообще, разве что они будут знать его почтовый адрес. Вы знаете?

И мы нет! «Аэроскану» тоже такой объект неведом, но он хотя бы рисует огромное здание железнодорожного вокзала, в которое входит Южный, и смышленый таксист, глядя на карту, теоретически может догадаться, что на вокзал можно попасть и с юга. Но для этого нужно точно знать, что два железнодорожных терминала соединены пешеходной «трубой» с выходами на одни и те же перроны, поэтому баллов «Аэроскану» мы не начислили. А с центральным терминалом железнодорожного и автобусным вокзалами сложностей не возникло ни у кого, но тут приятно удивил «Навлюкс»: оказалось, эта карта знает актуальный проезд по строящейся развязке на Московской площади! Все остальные делали вид, что схема движения по ней прежняя… Различны знания систем об аэропорте «Борисполь». Соответствующая точка есть в базе у всех, но знания карт о местности различны.

Обе версии iGO и «Визиком» указывают на расположение аэропорта «в чистом поле», отображая только примерное направление подъездной дороги. «Аэроскан» отображает здание аэропорта – уже лучше! А «Навлюкс» перевыполнил задание, предложив на выбор в базе POI все три аэропортовских терминала, проложив маршрут по площади перед терминалом «Б» и даже обозначив расположение парковок: абсолютный результат! Такие расхождения заставили нас добавить задание на полноту базы данных POI. Мы представили, что нашему воображаемому таксисту понадобилось уплатить единый налог, и озадачили системы поиском ближайших отделений «Ощадбанка», начисляя по баллу за каждое найденное в окрестностях.

На этом задании погорел «Аэроскан», отправив нас аж в районную «сберкассу», хотя в квартале было целых три ее филиала. Задание же на поиск в Киевской области поселка Иванков все системы сдали на «отлично». Оно было с подковыркой: Иванковых в Киевской области минимум три, но все пять карт об этом знали и сразу попросили штурмана уточнить, какой из Иванковых нужен.

Сэкономили на штрафах

Без штрафов ГАИ, к счастью, обошлось. Не все системы осилили поиск адреса по ул. Антонова, зато ни одна из них не предложила маршрут «против шерсти» по щедрому на улицы с односторонним движениям району, как мы ни старались спровоцировать их на это. Все системы, кроме «Визиком-Навигатора», напоминали водителю о скоростном режиме. Правда, по-разному: «Аэроскан» просто отображал в углу экрана знак ограничения скорости, «Навлюкс» поднимал панику перед каждым вероятным местом расположения патрулей ГАИ (в подавляющем большинстве случаев – неоправданную), iGO6 и iGO8 одергивали увлекшегося пилота голосовой подсказкой. Однако здесь очень уместен принцип «доверяй, но проверяй», – системы примерно знают, где город, а где загород с ограничениями в 60 и 90 км/ч соответственно, но почти не ориентируются в дополнительных ограничениях скорости, устанавливаемых дорожными знаками.

Немного о «железе»

Поскольку успешность систем в роли штурманов определяется программой и картой, а с точностью позиционирования на местности в ходе теста не возникло ни малейших проблем, разговор о «железе» навигаторов имеет второстепенное значение. Размер экрана всех тестируемых систем был одинаков, но при выборе навигатора стоит обращать внимание на этот параметр. Людям с далеким от абсолютного зрением 4 дюйма по диагонали могут показаться недостаточными. Приятнее других смотрелся «Гармин». Гордое имя бренда заставляет производителя держать марку: контрастный экран с яркими цветами, «короткие» кронштейны крепления на лобовое стекло, исключающие тряску устройств, быстрая загрузка после включения.

Богаче других укомплектован Globway. Он близок к наладонным компьютерам – его карта памяти содержит, навигационных программ, еще и целый букет игр, файловый менеджер и даже Microsoft Office Mobile! А в корпусе спрятан стилус. Но, судя по полному отсутствию каких-либо лицензионных признаков, вся эта россыпь программного обеспечения – «пиратская». Входящий в комплект поставки usb-кардридер выглядит как приглашение продолжать пиратствовать.

Кто начудит меньше?

Победителем нашего теста по точности навигации в столице стал «Навлюкс»: он минимально опередил адресного всезнайку «Визиком-Навигатор» за счет прокладки маршрута по дворовым проездам и полноты данных POI. «Навлюкс» знает даже аллеи киевских парков! Но это не значит, что остальные карты можно списывать со счетов: они вполне способны приводить вас к цели, если не требовать того, чего они не умеют. Чудят время от времени все, включая и победителя. Порой от недостатка знаний, а порой – от «чудес» в городской реальности. Как прикажете навигационной системе вести себя в ситуации, когда под одним адресом скрываются несколько зданий?

Или когда жители квартала, «чтоб не шастали тут всякие», перекрыли дворовой проезд шлагбаумом? Что делать навигатору, если по улице с многообещающим названием Широкая можно проехать только на вездеходе? Эта улица стала преградой при попытке попасть на Красногвардейскую, но мы не стали снижать навигаторам баллы, благо во всех системах нашлась функция поиска объезда… Прощали мы им и не всегда оптимальные с нашей точки зрения маршруты, если они успешно приводили к цели: наши оценки субъективны, а слишком уж откровенных «крюков» ни одна система ни разу не предложила. Некоторые из существенных характеристик систем «остались за кадром» нашего теста, включавшего только ориентирование по Киеву. Победитель «Навлюкс» будет бессилен, к примеру, в Чернигове – примерную сеть улиц нарисует, но с его адресной базой не знаком. Поэтому, выбирая карту, проверьте, насколько она знакома с нужной вам местностью. Немаловажна легкость использования системы, тоже оставленная без оценки в нашем тесте.

За интуитивно понятный интерфейс и множество дополнительных функций многие прощают паре iGO – «Картбланш» не самую высокую подробность карты: опрос в форуме AutoUA.NET показал, что по популярности с большим отрывом лидирует именно iGO. Пользователям наладонных компьютеров с GPS-модулями не совсем подойдет ПО от «Гармин» и карты для него: версия «Гармин» для Windows CE существует, но имеет значительно меньше возможностей, чем «Гармин» на «родном железе». То же, пожалуй, касается и пользования несколькими картами сразу. В нашем тесте Globway и NEC, работающие под Windows CE, демонстрировали чудеса совместимости: на любом из них могли работать три карты – «Визиком-Навигатор» и обе iGO, достаточно было только флэш-карточки переставить. «Гармины» же способны «переваривать» только собственные специализированные карты, хотя тоже не по одной.

Для выездов на бездорожье любая навигационная система, «водящая» только по дорогам, практически бесполезна. Из протестированных систем кое-какими знаниями бездорожья обладали только «гармины». Остается добавить, что карты со временем прогрессируют. Так, для iGO8 недавно появилась обновленная версия карты, на которой, среди прочего, есть контуры зданий. Так что можно и не гоняться за подробными картами, а просто подождать, пока «подтянется» та, которая вам по вкусу. Тем временем наши московские коллеги уже тестируют навигационные системы, учитывающие заторы движения! До Киева этот прогресс пока не дошел. Киевские пробки можно видеть в «Яндекс-картах», но системы, способной самостоятельно проложить «беспробочный» маршрут, мы пока не встречали. Ждем – и с некоторым ужасом представляем себе тесты по пробкам…

Выбор редакции

Когда сражение навигационных систем было закончено, и пришло время выбрать кто же поведет Гетц домой, место на лобовом стекле занял Garmin nuvi 205w с картой «Навлюкс». С главной задачей навигационной системы «Навлюкс» справляется лучше всех. За подробность карты мы прощаем «Гармину» пару потребовавших привыкания особенностей пользовательского интерфейса. За регулярность обновления – прощаем неполноту покрытия, и надеемся, что бесплатных обновлений хватит, чтобы закрыть обнаруженные нами «белые пятна» в карте Украины. А за ладность фирменного аппарата – прощаем почти полное отсутствие дополнительных функций: все, что не навигация – хорошо, но не очень-то и хотелось.

Globway G228B

NEC GPS-431

Garmin Nuvi 205w