Создав «Порше-Панамера», знаменитая компания внесла беспокойство в стан производителей шикарных, быстрых четырехдверных машин. Сергей Канунников попытался сравнить сенсационную новинку
с уже признанными грандами. Фото Александра Батыру.

В трех автомобилях почти 1500 л.с., 24 цилиндра, а также более… Є450 тысяч. Но они не только знаменитые, богатые и очень престижные. Модели такого класса – вершина, в известной мере эталон в автопроме. На них так или иначе равняются творцы и массовых моделей.
Громкие сенсации в высшем обществе редки. Но фирма «Порше» сумела взбудоражить рынок, когда предложила первый в своей истории серийный пятидверный хэтчбек с поистине спортивными характеристиками. Отличный для нас повод приобщиться к высшему автомобильному обществу!

ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО

Один трезубец чего стоит! И водители, и пешеходы смотрят на него завороженно. Итальянские дизайнеры, конечно же, это понимают. Фирменный знак выдавлен даже на субтильной ручке крышки багажника. Сияние зубастой решетки радиатора и эмблем, блеск славы легендарной марки…
Дизайнеры «Пининфарины» потрудились неплохо. Ярко-красные передние кресла удобны и со всеми мыслимыми регулировками. Даже сзади для автомобиля такого класса (седан-то он седан, но все-таки спортивный) неплохо. Низковат, особенно в передней части, потолок? Но вы же хотели приземистую элегантную машину!
Оценивать заднюю часть салона подобных авто с точки зрения удобства для пассажиров можно разве что с юмором. Впрочем, создатели машины не дали и этой возможности: гигантские подлокотники – плацдарм для колесиков и кнопок.
Элегантные внутренние ручки дверей, деревянный руль, завораживающие овальные часы (конечно же, с трезубцем!). Сияние «Мазерати» поначалу просто ослепляет. Чуть позже замечаешь, что кнопки на приборной панели разбросаны хаотично и бессистемно, словно по принципу: «Сделали красиво, осталось добавить всякую мелочь». От заднего пульта управления веет архаикой: кнопки и по форме, и по фактуре вызывают ассоциации с куда более тиражными итальянскими малолитражками.
Но это, разумеется, ерунда по сравнению с рыком зверя (мы решили, что непременно самца!), раздающимся, когда машина срывается с места и менее чем за 6 с достигает заветных 100 км/ч! Разгон и дальше продолжается в сопоставимом темпе под звуки той же победно-свирепой песни. Но тут всплывают воспоминания о спортивных автомобилях прошлого, совладать с которыми на высокой скорости сумел, лишь максимально сконцентрировавшись. «Кваттропорте» не раздражает очень уж жесткой подвеской, но чрезвычайно нервно реагирует на даже минимальные продольные и поперечные волны, начиная «искать дорогу» и неприятно рыскать обеими осями. Эффект, естественно, нарастает со скоростью. На почти идеальных участках полигона (хоть какое-то подобие цивилизованных магистралей) этого почти нет. Но здесь усиливается другое ощущение: руль на минимальных углах пустоват. На легкое подруливание машина сначала не реагирует, но нервно прыгает, стоит имитировать несложный объезд небольшого препятствия. На виражах «четырехдверный» (это не только тип кузова, но и название модели) тоже ведет себя излишне возбужденно, но система стабилизации работает четко и деликатно.
Хороши и тормоза – близки к эталонным, немецким. Коробка передач тоже работает вполне прилично – задержки при переключении минимальны и уменьшаются с переходом в ручной режим. Кстати, у «Мазерати» самые удобные рычажки управления коробкой. Вот только тормозит двигателем автомобиль неохотно. Зато есть кнопка зимнего режима трансмиссии, очень полезная с учетом мощности.
«Мазерати» безумно понравился нашему фотографу – оторвали от автомобиля с трудом. Показательно! Итальянская машина притягивает творческие, эмоциональные натуры. Чем больше этих качеств, тем труднее расстаться с машиной. Или избежать соблазна ее купить.

ЕГО БЛАГОРОДИЕ

Порода, гены, традиции… Строя столь необычный автомобиль, фирма старалась все это сохранить. Удалось! «Панамера» унаследовала многие яркие достоинства, как и некоторые характерные недостатки легендарной 911-й.

Говорят, водитель «Порше» должен смотреть только вперед! Но в густонаселенных мегаполисах и на закруженных пригородных шоссе это сложно! А в наружные зеркала видны в основном собственные «бедра» «Панамеры», во внутренние – ненамного больше. При движении назад спасает картинка на большом дисплее.
Устроившись в роскошном (так бы и не вылезал!) кресле, поначалу пугаюсь аккордеона кнопок. Но немецкий практицизм торжествует: почти все понятно с первого взгляда. Остальное – со второго. Кстати, любопытно, что среди потолочных клавиш «Порше» есть три, призванные открывать ворота гаражей – скажем, дома, в офисе и на даче.
Несмотря на низкий потолок, усесться спереди не проблема для любого водителя. Сзади? «Панамера» все-таки купе. Пассажир среднего роста будет путешествовать вполне комфортно, высокий упрется коленями в спинку, и оба испытают заметные неудобства при посадке-высадке.
Но об этом забываешь, когда при пуске двигателя стрелка тахометра, бросившись вправо, занимает рабочую позицию. Газ! Машина, словно
глиссер, немного поднимает нос и, толкаясь всеми четырьмя широченными шинами, срывается с места. Это – на второй передаче!
Первую можно включить лишь принудительно, в ручном режиме. Пейзаж летит за окнами, сзади распустились «крылья»-спойлеры. Стрелка спидометра давно и решительно перевалила все мыслимые ограничения, а «Порше» все так же уверенно и прочно стоит на траектории. В этом смысле ощущения на 120 и 260 км/ч практически одинаковые.
Ах да! Передачи в 7-ступенчатой коробке с двумя сцеплениями, конечно, переключались. Только заметить это трудно. При торможении «Панамера» ведет себя так же, как при разгоне, – стойко и прямолинейно. Стащить машину с траектории в вираже непросто. Любителей испытывать судьбу, отключая корректирующую электронику, просят не беспокоиться. Фирменная система стабилизации (PSM) все равно сработает, когда сочтет нужным. Даже на наших дорогах, изобилующих неровностями, «Порше» не досаждает жесткостью, рысканием, необходимостью подруливать. При этом очень четко, быстро и понятно реагирует на малейший качок рулем. Его благородие не зря окончил знаменитую высшую инженерную школу имени Фердинанда Порше…
Во многих характерных для нашей родины условиях 130 мм дорожного просвета и старательно укрытое чем-то пластиковым от ненужных аэро­динамических завихрений днище – совсем не идеал. Но ведь виртуозный пианист не обязан владеть тонкостями транспортировки инструмента.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО

«Мерседес-Бенц» на нашем тесте «нечестный» – длиннобазный. Такому за заднюю часть салона можно поставить и десятку с плюсом. Неоднократно слышал: «Мерседес» S-класса – автомобиль для пассажира. По крайней мере, в отношении версии AMG это, думаю, не так.
Да и вообще салон «Мерседеса» – демонстрация принципа равных возможностей. Комфорта, опций для обитателей задних и передних сидений практически поровну.
Огромный, массивный седан не может быть быстрым? Ну-ну! Эксперимента ради отключил систему стабилизации и вдавил педаль в пол. «Мерседес» мотанул хвостом так, что я инстинктивно приотпустил педаль. Автомобиль же с яростью тигра на охоте полетел по динамометрической дороге. При этом «Мерседес» неколебимо держит траекторию, а двигатель слышен лишь в первые секунды.
Не сказать, что у S 63 AMG спортивная управляемость. Руль менее чувствительный, нежели у «Порше». Машина реагирует на движения им чуть вальяжно, однако в виражах держится так же степенно и надежно, как на прямой. У передних кресел нет жестких боковин, но в поворотах они благодаря электроприводам сами подпирают соответствующий бок вашего тела. Чувствую себя уважаемым человеком. Пока не появляется необходимость залезть в меню настроек вспомогательных систем, например, чтобы отключить кондиционер или перераспределить потоки воздуха в салоне. Блуждая по электронным закоулкам, сбиваю настройки магнитолы, делаю еще что-то не то. Есть, конечно, инструкция. Но если начать читать этот талмуд, то не останется времени ездить. Перемудрили!
Система стабилизации настроена четко и тонко. Тормоза осаживают две тонны металла и прочих породистых материалов так, что возникает уверенность: остановиться всегда сумеешь именно там, где хочешь. Коробка работает, пожалуй, лишь чуть медленнее, чем у «Панамеры». Зато в ручном режиме «Мерседес» лучше конкурентов тормозит двигателем. А еще он потрясающее комфортен: пневмоподвеска учтиво оберегает ото всех и всяческих невзгод.
В Штутгарте давно сосуществуют две автомобильно-философские школы. «Мерседес-Бенц S 63 AMG» – быстрый, даже очень быстрый, однако все же степенный представительский седан. Ну а если владелец не планирует садиться за руль…. Хотя зачем тогда ему машина с завораживающим шильдиком AMG?
…Трудно найти у таких автомобилей слабые стороны. Цена? Тоже – сильная! Конечно, аристократы страшно далеки от народа. Но в тенденциях инженерных школ проглядывает будущее более демократичных моделей. Кстати, в них нынче побольше комфорта и всяких наворотов, чем в лимузинах середины прошлого века.

ДАВНИЙ СПОР

Много лет три именитые марки соперничали не только в борьбе за кошельки богатых любителей быстрой езды, но и на гоночных трассах.
В престижных некогда сицилийских гонках «Тарга Флорио» «мерседесы» побеждали дважды: в 1922-м и 1924-м. Годы с 1937-го по 1940-й – эра «Мазерати». Ну а с 1959-го по 1973-й десять побед одержали водители машин марки «Порше». В Ле-Мане гонщикам на «мазерати» выиграть не удавалось, пилоты «порше» побеждали 15 (!) раз, а «мерседесов» – лишь два: в 1952 и 1989 годах (последний раз это был «Заубер-Мерседес»). Зато в формуле 1 у «Мазерати» и «Мерседес-Бенца» по девять побед, у «Порше» – лишь одна.

Сергей Канунников: «Результаты теста абсолютно логичны. Поскольку наша балльная система рассчитана на усредненный автомобиль для повседневной эксплуатации, выиграл самый универсальный (не сочтите за иронию!). Но в спортивных номинациях «Порше» заслуженно набрал максимальный балл».