Редакция продолжает разбираться в нюансах выбора и замены автомобильных компонентов вместе с экспертами компании Bosch. В этот раз на очереди – детали тормозных систем.

В наших сравнительных тестах автомобилей мы всегда замеряем их основные динамические показатели – время разгона, эластичность, а также время и пройденный путь при торможении. Разгонная динамика – дело относительное: понятно, что у бесхитростного «Рено-Символ» и стремительной «Мазерати-Кваттропорте» она разнится втрое (см. ЗР, 2009, № 1 и ЗР, 2009, № 12). Зато эти машины практически равны при торможении: со 100 км/ч они обе должны остановиться примерно за 3 с, пройдя при этом менее 40 м
(39 м у «Символа» и 37 м у «Кваттропорте»). А значит, что к тормозным системам сегодня предъявляются одинаково строгие требования независимо от класса автомобиля: ведь уверенное торможение – это залог безопасности.
Компания Bosch – один из мировых лидеров по разработке и производству компонентов тормозных систем: к примеру, она ежегодно выпускает более 20 млн тормозных дисков. Ну, а если учесть, что Bosch уже не один десяток лет развивает сеть профессиональных автосервисов, то немудрено, что эксперты компании знают все о правильной установке и эксплуатации деталей тормозов.
Тормозные колодки и диски наиболее подвержены естественному износу и различным механическим повреждениям. Обычно именно они виноваты в ухудшившемся замедлении, в возникновении неприятной дрожи на педали и закладывающего уши визга. Понятно, что за их состоянием и износом нужно постоянно следить – и ни в коем случае не медлить с заменой. И диски, и колодки следует менять одновременно на обеих сторонах оси, даже если они изношены неравномерно. Кроме того, Bosch при каждой смене колодок или дисков настоятельно рекомендует заменять новыми и другие, на первый взгляд, менее важные детали тормозной системы – например, пружины. Проверено: у старых пружин жесткость вдвое уступает новым и возрастает вероятность излома – а это приводит к уже упомянутым неравномерному износу и повреждению дисков и колодок.
В современных автомобилях мгновенные силы в работе тормозов порой в разы превышают усилия, создаваемые мотором. А быстрое, ровное и уверенное торможение куда важнее спорого разгона.

Bosch неустанно ведет эксперименты по подбору оптимального состава сплавов для литья тормозных дисков – сейчас многие из них обогащены молибденом, хромом, титаном. Сложный состав сплава обеспечивает дискам отличную теплопроводность и устойчивость к термическим нагрузкам, а также противоизносные и смягчающие свойства. Кроме того, диски Bosch отливаются с минимальными производственными допусками по размерам.
В Западной Европе есть два завода, оснащенных специальными печами для выплавки высокоуглеродистого серого чугуна, – и один из них принадлежит Bosch. Диски из чугуна с высоким насыщением углеродом наиболее эффективно отводят тепло, особенно при интенсивных нагрузках, – причем без риска деформаций и термических надрывов. Это залог уверенного торможения, а также предотвращения вибраций и преждевременного износа колодок.