Подходить к новой «Тойота-Кэмри» в джинсах и бейсболке уже не комильфо. В нюансах правильного дресс-кода разбирался Николай Захаренков. Фото: Сергея Мамина, автора и «Тойота».

Лидер продаж в сегменте, с начала производства в 1982 году разошедшийся по миру тиражом более 15 млн экземпляров. Любимый автомобиль ответственных работников главков и беспартийных в прошлом, но успешных в настоящем людей. Индикатор жизненной философии. Визитная карточка, наконец. И все это – «Кэмри». Когда в начале августа в Украине были открыты заказы на машину седьмого поколения, о ней не было известно ровным счетом ничего – отсутствовало даже фото. Но заказывали наперебой, а к середине ноября количество заказов перевалило за тысячу. Это даже не успех – сенсация.
Продавцов, искренне удивленных столь безосновательным, казалось бы, покупательским напором, почти стыдили: «Это же «Кэмри»! Она просто не может быть хуже предыдущей». И на презентациях модели (на удивление, состоявшихся в украинских дилерских центрах еще до журналистского теста в Ницце), не было разочарованных лиц. Похоже, поспешившие с заказом никого не насмешили, а лишь окончательно убедились: угадали!
Неудивительно, ведь для поклонников модели разработчики сохранили все базовые ценности «Кэмри» предыдущего поколения: габариты и расположение органов управления. Привыкать ни к тому, ни к другому не придется – владелец, прошедший на любимом автомобиле не одно плановое ТО, почувствует себя в новинке как в любимой квартире. Не будет путать выключатели света в ванной и туалете, а в темноте биться о стол, который раньше стоял у стены. Собственно, и темноты-то больше нет.
В проемах для ног пассажиров появились лампы, облегчающие посадку/высадку в темное время суток. Красиво подсвечены ручки дверей, рычаг КПП и главная новинка на втором ряду сидений: блок управления комфортом, разместившийся в подлокотнике. Он полагается «Кэмри» в комплектациях «Престиж», «Люкс» и «Премиум» и позволяет регулировать наклон спинок сидений заднего ряда, интенсивность их подогрева, управлять аудиосистемой и отдельно – микроклиматом в VIP-зале салона: в «Кэмри» появилась 3-я температурная зона.
Это все, что изменилось в «квартире»? Нет, там сделали евроремонт! Причем капитальный, и даже «мебель» переставили. Расстояние между передними и задними сиденьями на уровне бедер пассажиров выросло на 15 мм. Из них 7 мм выиграли, сдвинув вперед педаль акселератора и передние кресла, и на 8 мм отодвинули задние сиденья. Для коленей пассажиров второго ряда выручили дополнительных 46 мм, изменив форму спинок кресел. Новый изгиб облицовки потолка подарил еще 8 мм для голов задних пассажиров.

И все это – при почти неизменных внешних габаритах машины. Никто ведь не сомневается, что маленькие салоно-миллиметры имеют большой практический вес? Скажем, теперь пассажиры старой «Кэмри», ожидая заказанную новую (а сегодняшнему заказчику придется ждать минимум до весны) вполне могут позволить себе набрать 5-7 кило за холодную зиму – и все равно будут чувствовать себя в новинке, «как дома».
Затем инженеры захотели услышать тишину, объявив войну прежде всего тем шумам, частота которых близка к частоте звука человеческой речи. Между двумя слоями лобового стекла вклеили звукоизоляционную пленку, снижающую высокочастотный шум от встречных потоков воздуха. Моторный и пассажирский отсек теперь разделяет панель из стальных пластин и трех слоев звуко- и виброизоляции. Усилена «обесшумка» багажника и колесных арок, улучшено уплотнение дверных проемов. Результат просто потрясающий: в машине установилась тишина, несравнимая с предыдущим поколением. В салоне теперь можно разговаривать, не повышая голоса, даже на высокой скорости.
Да и можно ли осмелиться говорить громко в присутствии новой «Кэмри»?! Подходя к ней, хочется тут же вытянуться во фрунт и поправить галстук, даже если его нет. Шестая генерация была менее требовательна к дресс-коду: приветствовался даже полуформальный. Теперь автомобиль выглядит более строго и… дорого, особенно в черном цвете. Граненый кузов с массивным высоким капотом и обилие хрома намекают, что дизайнеры стремились заинтересовать прежде всего американских покупателей. Что ж, заодно они порадовали и наших соотечественников, ведь ключевое понятие «выглядит дорого» котируется и в Украине. Причем едва ли не больше, чем в Штатах. Стилю оформления кузова вторит салон: тот же серебристый отблеск деталей (накладки, окантовки, вставки) и отказ от нарочито скругленных форм предшественницы. Обзорность вперед недурственная: передние граненые стойки ограничивают поле зрения гораздо меньше, чем ожидаешь. Задние куда массивнее, поэтому видеокамера даже со статической проекцией на 6,1-дюймовый монитор, положенная уже в комплектации «Элеганс», оказывается весьма кстати. Предложена и динамическая проекция для 7-дюймового дисплея, доступном в оснащении «Люкс» и «Премиум»: пунктирные линии, обозначающие грядущее положение задней части «Кэмри», перемещаются вместе с ней. Хорошо страхуют водителя и парковочные датчики спереди и сзади, установленные уже в базе.
Технических новаций в новой «Кэмри» вполне хватает, чтобы назвать ее славной продолжательницей семейного бизнеса. Причем по геному предшественницы прошлись основательно, тщательно выковыривая слабые хромосомы.
И пришли к полному отказу от механической КПП: «мешалка» несолидно выглядит в бизнес-седане. Поэтому оба мотора теперь агрегатируются только 6-диапазонным автоматом, с которым ранее сотрудничал лишь топовый V6. Хороша коробочка: передачи переключаются незаметно, а логика Al-Shift стала еще понятнее: исключено торопливое повышение диапазона на подъеме, ощутимее стало торможение двигателем при спуске. Расширен диапазон блокировки муфты гидротрансформатора: теперь она блокируется в самом начале разгона, чем изрядно помогает экономить. В среднем, расход топлива «Кэмри» с новым двигателем снизился на 2,1 л/100 км. Но чтобы увидеть подтверждение этому на дисплее бортового компьютера, с педалью газа приходится осторожничать. И еще внимательнее смотреть на приборную панель: стрелочный указатель среднего расхода топлива теперь совмещен с индикаторами моментального. Зеленые черточки, зажигающиеся поочередно, наглядно информируют, как быстро опустошаешь бак.

Или взять, например, предыдущий 2,4-литровый мотор с одним «умным» распредвалом. Давайте начистоту: звезд с неба не хватал, дух при разгоне не захватывал. «Минимально достаточен» – говорили о нем, и не ошибались. Теперь слово «минимально» ушло из лексикона, а на замену вышеозначенному двигателю пришел 2,5-литровый. Он, как и дизайн, наводит мосты с Новым Светом: мотор нов только для Европы, а на североамериканском рынке уже больше двух лет трудится в других моделях компании – в частности, в RAV4. Выгода от штатовских корней налицо: они позволяют производителю писать «бензин А91 и выше» в графе «тип топлива» (тогда как V6 надлежит кормить минимум 95-ым). Среди множества доработок отметим возросшие диаметр цилиндра и ход поршня (90х98 мм против 88,5х96 мм), а также систему регулировки фаз газораспределения Dual VVT-i: теперь фазовращателями оснащены оба распредвала. Давно назревшее решение, если учесть, что даже моторы «Королл» уже вовсю пользуются технологией, обеспечивающей большее перекрытие впускных/выпускных клапанов на высоких оборотах. Так максимальный крутящий момент возрос на 7 Нм, а его пик сместился чуть ближе к красной зоне тахометра (231 Нм при 4100 об/мин вместо 224 Нм при 4000 об/мин). Изменения моментально сказались на характере двигателя: он не растерял тяги в нижнем диапазоне оборотов, а «на верхах» стал заметно веселее. Но мне все равно понятен мотив тех, кто решился на 3,5-литровый V6, доступный лишь в комплектации «Премиум». Нужен быстрый обгон? Просто чуть прижмите акселератор – сочно рыкнув, «Кэмри» вжимает седоков в кресла и позволяет моментально завершить маневр. Даже в спортивный режим АКПП переходить не нужно. Он, кстати, специфический. Помните индексы D2 и D3 японских коробок? Здесь почти то же самое, только вместо D – S, а цифру можно задавать любую, до 6-ти. Передвинешь селектор «автомата» к себе, и на дисплее загорится «S4». Толкнешь рычаг вперед-назад – уменьшишь или увеличишь количество доступных «ступеней». Говоря о спорте, инженеры Toyota фактически ведут речь о программном ограничении диапазона АКПП. Поэтому притормозить двигателем, «понижаясь» селектором перед поворотом, не выйдет: обороты вырастут очень незначительно. Зато выбрав, скажем, S3 и резко сбросив газ, сразу же ощущаешь замедление. Хотя не оно самоцель: уменьшая цифру, фактически повышаешь обороты мотора при неизменной скорости, еще больше обостряя и без того хорошие реакции на педаль газа.
Внушительной динамике вполне соответствует руль. Он теперь с электрическим, а не с гидравлическим усилителем, и научен правильно выбирать усилие. Увеличена жесткость крепления самой рулевой колонки, что улучшило отклик в начальной фазе поворота. По тому же пути – ужесточению креплений некоторых элементов – пошла эволюция подвески, конструкция которой принципиально не изменилась.
А вот забота о жизни и здоровье пассажиров куда более значительна: в «Кэмри» теперь можно получить до 9 подушек безопасности. Стала доступной подушка для коленей водителя и две боковые сзади.
«Тойота-Кэмри» предлагается в Украине в пяти комплектациях: «Комфорт», «Элеганс», «Престиж» и «Люкс» с мотором 2,5 л по цене от $33 050, и «Премиум» с двигателем 3,5 л за $52 410.

Выражаем благодарность компании «Тойота Украина» за помощь при подготовке материала и компании Fujifilm за техническую поддержку.