Сегодня покупателю полноприводных автомобилей доступны трансмиссии четырех основных типов. Оценить их преимущества и недостатки взялся Сергей Воскресенский. Фото Константина Якубова.

Еще неизвестно, какое из приключений в этом тесте окажется интереснее. Что перевесит в итоговых оценках – проходимость или управляемость? Какая из трансмиссий удобнее и надежнее в повсе­дневной жизни? Скажем, мне всегда хотелось попробовать, как поведет себя кроссовер с передовой DSG в нестандартной ситуации: за пределами дорог, на снежном покрове толщиной сантиметров в двадцать. И какие аргументы противопоставят друг другу машины с автоматом, вариатором и простой, надежной механикой?
А поскольку случились морозы, грех заодно не оценить климатики.

НА ЦЕЛИНУ!

«Ниссан-Джук» никто из испытателей всерьез не воспринимал. Непонятная трансмиссия – без заднего дифференциала, с какими-то «бортовыми электронными муфтами» – и неубедительный дорожный просвет в 145 мм в задней части. Некоторые эксперты советовали сразу ехать в пробег: мол, с полигона после теста на проходимость «Джук», скорее всего, выедет на буксире.
Но как поменялись интонации, когда автомобиль, подключив все резервы (положение 4WD), с отключенными электронными системами (в том числе системой стабилизации) бесстрашно устремился в бой. На первой передаче (в ручном режиме вариатор позволяет выставлять виртуальные ступени) при 4000 об/мин на тахометре «Джук», словно глиссер, бороздит 20-сантиметровый снег. Вперед, назад, с разворотом… Чувствуем, машине очень тяжело, но – едет! Более того, позволяет надежно трогаться, правильно дозируя крутящий момент. Правда, потом, чтобы не убить вариатор, пришлось все-таки дать ему поблажку, пустив машину одной стороной по следу лидера. «Джук», вздымая буруны, уверенно идет вперед. Кстати, в колее его мотает меньше остальных, просто надо как можно ровнее держать газ.
Но, остановившись метров через восемьсот, вдруг поняли: автомобиль не едет, причем ни вперед, ни назад. На панели приборов не видно грозного предупреждения и красных ламп, однако, похоже, основательно перегретый вариатор дал сбой. Увы, на восстановление работоспособности CVT необходимо никак не менее часа. А пока на нажатие акселератора «Джук» почти возможностей трансмиссии (режим 4WD Lock) «Корандо» превращается в неплохой вседорожник. Главное – целеустремленно держать обороты, тогда и целина нипочем. Правда, очень недолго! Быстро перегревшаяся электронная муфта, отвечающая за подключение задней оси, через несколько сотен метров сдается (снова без предупреждения на панели приборов). Автомобиль становится практически переднеприводным, словно упирается в невидимую стену – и останавливается. В этой ситуации главное преимущество «Корандо» перед «Джуком» лишь в том, что его трансмиссия восстанавливает работоспособность гораздо быстрее. Ну и про возможность раскачки автомобиля тоже не стоит забывать.
«Он может, он едет, пара минут – и будем на месте!» – звучит из рации. Но вижу лишь фонтаны снега из-под всех четырех колес «Шкоды-Йети», потом следует работа лопатой. Наукоемкий продукт – коробка DSG периодически заставляет потрудиться. Основная сложность – в старте: он, особенно под нагрузкой, как правило, сопровождается рывком. Иногда кроссовер, будто получив пинок, героически устремляется вперед. Но нередко, не найдя нужного контакта с поверхностью, сразу повисает на сугробе.
Поэтому, если тронулся, лучше не останавливаться. Тогда «Шкода» порадует выносливостью и отменной проходимостью. Да и мотор проявил себя молодцом, не намекнув на перегрев и показав хорошее взаимопонимание с коробкой. Конечно, DSG иногда своевольничала, даже в ручном режиме в самый неподходящий момент переключая передачи. Есть у нее эдакий интеллектуальный грешок. Зато при перегреве (грозная надпись на панели!) трансмиссия очень быстро восстанавливалась.
Надо было все это попробовать, пропустить через себя, чтобы в «Субару-Форестер» с традиционным автоматом очень быстро понять: на этом автомобиле по этой целине можно просто ездить. Конечно, не как по асфальту, но задача ненамного труднее. Позволительно забыть перейти на ручной режим автомата или отключить антипробуксовку. Автомобиль с 215 мм просвета под могучей стальной защитой практически всегда способен к движению. А попадая иногда в ловушки, где и ему снега по бампер, «Форестер» лихо выбирается задним ходом. Обычный автомат здесь во благо, поскольку позволяет менять стиль и приемы управления, стартовать то резко, как на «Йети», то, наоборот, очень мягко, тонко дозируя момент начала пробуксовки колес.
Отличие нынешней автоматической трансмиссии «Субару» – в отдельной муфте, цитирую, «с электронно-гидравлическим управлением» для подключения задней оси. Похоже, после рекордных 2 км бездорожья (остальные машины столько не прошли) сдалась именно она (на панели приборов вновь никаких предупреждений). Сначала «Форестер» потерял темп, затем и вовсе остановился, словно уперся в стенку. Он и назад уже едет нехотя. Педаль газа в полу, но с включенной передачей двигатель отказывается набирать обороты.
И все же это лучший результат. А теперь надо дать отдых трансмиссиям.

ПО АСФАЛЬТУ И ПО ЛЬДУ

«Вам следовало позвонить заранее (интересно, по какому телефону? – С.В.), а лучше всего получить соответствующую бумагу в ФСБ». Никакие уговоры пустить нас в местный музей или хотя бы в столовую пообедать
не помогли. Довольствовались интернет-историями про пленных немцев – инженеров и конструкторов, занимавшихся разработками ракет типа ФАУ здесь, в Городомле, сразу после войны. Отправившись в пробег, решили совместить приятное с полезным. Но смогли насладиться лишь зимней природой да широченным (метров пятнадцать-двадцать) трехкилометровым «шоссе», проложенным из Осташкова, а точнее, от полуострова Кличен прямо по льду Селигера. Интересно, что все кораблики в бухте названы на Б: «Борец», «Буря», «Буран»… Случайно?
Кроссоверы после снежного плена отряхнулись, вкусили хороших дорог. А наши симпатии сместились в сторону удобства, комфорта и сбалансированности ездовых возможностей. «Шкода-Йети» – недешевый, не без недостатков, но поистине удобный и практичный автомобиль. Мотор и коробка передач отлично понимают друг друга.
Убедившись во вседорожных возможностях «Форестера», оценили автомат на шоссе. Он рассчитан скорее на взвешенную, спокойную езду. Тем более что и песня оппозитного мотора звучит нынче без былого культового величия.
Остались «Джук» и «Корандо». На загородных трассах последний интереснее. Здесь становишься поклонником его удобного дизеля, на высших передачах усмиряющего свой турбо­нрав, но не теряющего прыти.
«Джук» – городская штучка. Все эксперты в один голос заявили, что даже в спортивном режиме мотор на обещанные 192 «лошади» как-то не едет. Я, вдоволь поэкспериментировав, остаюсь приверженцем промежуточного, моментного стиля, а не езды «педаль в пол». Именно под такую манеру вариатор подстраивается наиболее охотно.