Так называемые безопасные прикуриватели позволяют подзарядить севший аккумулятор через гнездо бортовой розетки. Работают ли они на самом деле, выяснял Алексей Воробьев-Обухов.

От батареек

Небольшая китайская коробочка Start Genie («пусковой джинн») обещает, что в ней запасено достаточно энергии для пуска исправного двигателя. Надо лишь выпустить джинна на свободу, воткнув штекер в гнездо прикуривателя, и подождать минут пятнадцать, пока штатная батарея заряжается. Емкость «спасателя» всего 1500 мА.ч – как у среднего мобильника. Вольтов, правда, побольше: целых тридцать. А ведь энергия пропорциональна квадрату напряжения, так что тут скрыт энергетический эквивалент не одного, а 64 телефонов. Но все равно в успех предприятия верится с трудом.
Мы посадили АКБ емкостью 60 А.ч с помощью лампочки до 7,5 В. С такой батареей стартер даже не щелкнет. Подключаем «джинна». В первый момент амперметр регистрирует зарядный ток силой 2,5 А, затем он спадает до полутора и остается таким на протяжении всех положенных 15 минут.

01-start-b_zr-02-13

  Start Genie – ловкий трюк китайских фокусников. Зарядить севшую батарею нельзя. Выброшенные деньги.

Отключаемся. Нагружаем батарею током 200 А: примерно такой нужен стартеру. И что же? Вольтметр показывает скачок до 6 В (с таким напряжением двигатель даже не дернется, ведь стартеру для работы необходимо не менее 6,5 В), и за пять секунд напряжение падает к нулю. Решили продолжить до тех пор, пока «джинн» не отдаст всю свою энергию. Это заняло еще полчаса. Есть 8 В под нагрузкой! Секунды две напряжение еще достаточное. Теоретически этого хватит, чтобы пустить исправный новенький мотор, но на практике – вряд ли. Натурные испытания со свежими батарейками это подтвердили: «Гетц» не завелся! «Джинн» провалился напрочь.
А еще он отказался принимать заряд обратно. Одноразовое изделие за пару тысяч? Распилив коробочку, мы обнаружили в ней два десятка обычных дешевых алкалиновых батареек… И на каждой надпись: May explode if recharged – взорвется при попытке заряда.

02-start-b_zr-02-13

  Berkut Smart Power SP-8A. Поможет подзарядить севший аккумулятор. Но кто согласится ждать?

Чистое надувательство! Да еще и опасное. Если в том, что машина не заводится, виновен не аккумулятор, а нарушение контакта с его клеммами, то все 30 В попадут из гнезда прикуривателя туда, где по определению не должно быть больше пятнадцати. И вот тут «джинн» реально даст прикурить…

От прикуривателя

После испытаний «джинна» стало ясно, что устройства безопасного «прикуривания» от гнезда автомобиля-донора способны работать, ведь у них ток заряда может быть существенно большим, лишь бы не горели предохранители гнезд. Так и оказалось: «Беркут» выдал в начале процесса 8,1 А, а показания встроенного в него цифрового вольтметра сразу же скакнули с 7 до 13 В. Все 15 минут зарядный ток оставался на одном уровне – отлично! Теперь подключаем нагрузку в 200 А, – напряжение на клеммах батареи падает до 9,5 В и даже через пять секунд остается вполне достаточным (8 В) для работы стартера.
«Сонар» сначала никакого заряда не показал. Причина банальна: российский корявый корпус не давал переключателю включить режим заряда. Несколько минут работы надфилем – и процесс пошел. Начальный ток составил 6,5 А, но почти сразу упал вдвое. Стало быть, и энергии за четверть часа в разряженную батарею поступит меньше. Не зря инструкция советует не торопиться и, если АКБ совсем уж дохлая, ждать до получаса. Теоретически «Сонар» может подзарядить севшую батарею.
Словом, безопасные прикуриватели таковыми и останутся, поскольку использовать их никто не будет. Найдете ли вы на стоянке желающего постоять с вами хотя бы 15 минут, чтобы возбудить бездыханный автомобиль? Настоящий помощник – провода. На них и рассчитывайте.

03-start-b_zr-02-13

  «Сонар» УЗ-205.10. Российское изделие. Исполнение хуже китайского. Работоспособностью тоже не блещет.