Грузовик может быть даже трехметровой длины и массой в полтонны. С миром самых компактных коммерческих автомобилей знакомит Сергей Канунников.

Полтонны – груз серьезный

На широких автострадах, у таможенных терминалов и в портах такие автомобили встретишь нечасто. Труд их, на первый взгляд, скромен и почти незаметен. Ареал обитания – тесные улочки древних городов, тихие провинциальные дорожки, огромные склады и выставочные центры.
Основная масса компактных грузовиков – словно увиденные в перевернутый бинокль большие. На раме бескапотная кабина, под ней бензиновый – а чаще дизельный – двигатель и механическая коробка передач. Впрочем, иногда и автоматическая. Объем моторов, как правило, 0,4–0,7 л, мощность 18–45 л.с.
Встречаются, правда, и переростки. Гэдээровская марка «Мультикар» была хорошо известна в СССР. Она продолжает существовать, но машины теперь куда солиднее и оснащаются 102-сильным дизелем. Как правило, «мультикары» трудятся на городских стройках и в коммунальных службах.
База большинства мелких «коммерсантов» около 2000 мм, длина примерно 3000 мм. Шины – 13-, 12-, иногда даже 10-дюймовые. На шасси устанавливают бортовой или самосвальный кузов, фургон, разнообразное спецоборудование – всё как у взрослых. Компоновка обычно классическая. Но «мультикары», а также некоторые японские модели для местного рынка бывают и полноприводными. «Японцам» полный привод нужен для лучшей проходимости и устойчивости на зимней дороге, ну и скользкие подъемы преодолевать сподручнее.

mazda-scram

Задние подвески типично грузовые – рессорные. Передние же родственны легковым – «Мак-Ферсон». Но есть и интересные исключения. Так, французские грузовички «Мега», родственники легковых «бесправных» мотоколясок «Эксам», – переднеприводные, с задней пружинной подвеской. А рама сделана как единое целое с каркасом кабины, который обшит пластиковыми панелями.
Несерьезные с виду грузовички способны перевозить вполне солидные 500–800 кг со скоростью до 70–80 км/ч, а некоторые даже до 100 км/ч. Обычно этого более чем достаточно. Владельцу гораздо важнее, что средний расход топлива не больше 6 л/100 км. А создатели модели «Мега-Мультитрак» обещают вообще 3,5–4,5 л/100 км.

По заветам ома

А если вместо «капельки масла и капельки бензина» применить батареи? Ведь таким машинам сам бог велел работать на электротяге: пробеги-то короткие. Отсутствие даже минимальных выбросов особенно порадует работников складов, выставочных павильонов и обитателей городов с пешеходными зонами.
Серийные электрические микрогрузовики уже есть. «Мега» предлагает даже две такие модели. Последняя новинка «e-Уоркер» массой 425 кг перевозит, в зависимости от типа кузова, 600–850 кг груза. Запас хода 40–110 км. Правда, максимальная скорость всего 40 км/ч. Имеется и версия, чья скорость ограничена 25 км/ч, – для управления таким автомобилем в некоторых европейских странах не нужны водительские права. Кроме того, благодаря покровительству правительства Франции производителям и покупателям подобной техники электрогрузовичок «Мега» стоит каких-то 7000 евро.

piaggio-quatro
Две модели электрогрузовиков предлагает британская компания «Элекскут». Правда, оценен ее «Е-Пикап» с 5-киловаттным мотором в 19 600 евро. Зато едет он со скоростью 80 км/ч и везет, в зависимости от типа батареи, 400–700 кг. Запас хода, опять-таки в зависимости от типа выбранных батарей, до 480 км, время зарядки 4–6 часов.
Есть «Элекскут» и подешевле – за 11 000 евро. Параметры близкие, но максимальная грузоподъемность меньше – 400 кг. А еще у модели «Е-Трак» не хватает одного колеса. Есть повод познакомиться с еще одной, самой необычной группой современных микрогрузовиков.

Опять тройка

Трехколесные автомобили известны с момента рождения первого автомобиля, который и был трехколесным. В первые десятилетия XX века трициклы, как правило, были более близки к мотоциклам, чем к традиционным автомобилям, а двигатель у них иногда даже висел над передним колесом и приводил его цепью. Яркий пример – немецкий «Феномобиль». С тех пор подобные машины, конечно, сильно изменились, но и в ХХI веке не ушли в отставку.
Итальянская фирма «Пьяджо», известная своими скутерами «Веспа», выпускает широкую гамму модификаций «Апе». Это, по сути, мотороллер с кабиной. Самый простенький имеет бензиновый мотор мощностью всего 2,5 л.с., базу 2660 мм и максималку 38 км/ч. В зависимости от кузова, машина везет 175–205 кг. Чтобы доставить помидоры на рынок в ближайший городок, вполне достаточно. На вершине гаммы – «Классико», более крупная версия с 422-кубовым дизелем, развивающим аж 11 л.с. Такой «Пьяджо» перевозит уже 805 кг со скоростью 50–60 км/ч. Подобные вариации на трехколесную тему широко популярны и в Азии.
Главный недостаток трехколесных машин – плохая приспособленность к бездорожью. Но достоинства куда весомее: экономичность, маневренность, дешевизна. Даже налоги на такие автомобили во многих странах специально сделаны низкими, на уровне мотоциклетных.