Сегодня почти каждый новый автомобиль крупнее, совершеннее и комфортнее предшественника.

Недавно в русском языке появилось очередное заимствование – «дауншифтинг». Представьте: у человека хорошая работа, жилье, дорогой автомобиль, и вдруг он отказывается от всего, уезжает жить в сельскую глушь. На первый взгляд возрождение 469-го напоминает стремление такого дауншифтера оказаться подальше от суеты городов, поближе к земле. С другой стороны, расчет ульяновских маркетологов прост: чем доступнее автомобиль, тем больше на него покупателей.
Стремление создать максимально дешевую модель завод уже демонстрировал. Версия «Хантер-Классик» отличалась от базовой в основном отсутствием пластикового декора. Теперь пошли дальше. Снаружи 469-й несложно спутать со старым «козликом»: металлические бамперы с торчащими буксировочными «клыками», тот же голый металл радиаторной решетки. Похожи машины и сзади: чтобы открыть багажник, понадобится отвести в сторону кронштейн запасного колеса, затем поднять стекло и лишь после этого можно убрать последнее препятствие – откинуть вниз борт.
Стремление к максимальной экономии видно и в салоне: убрали всю пластиковую мишуру, оставив голый металл; хорошо еще, что не заменили хантеровский руль тонкой баранкой. Самая дешевая комплектация – с брезентовой крышей.
Инженеры перенастроили 2,7-литровый заволжский мотор: теперь его мощность составляет 112 л.с., а максимальный крутящий момент достигается уже при 3000 об/мин. Естественно, жертвой экономии пала пятиступенчатая коробка передач – ее место занял агрегат с четырьмя ступенями. Отказались ульяновцы и от дорогих мостов типа «Спайсер» – по их словам, мосты «Тимкен» с разрезным картером не только дешевле, но и лучше подходят для среднего бездорожья: не загребают, а разрезают снег или грунт. Всего в меру: ради сохранения комфорта конструкторы оставили пружинную подвеску (признаться, я не удивился бы, увидев рессоры). На месте и передние дисковые тормоза, а на вездеходе с металлической крышей будет даже гидроусилитель руля.
Увы, для теста выделили совсем небольшой отрезок пробитой в глубоком снегу колеи. Понятно, что на шоссе 469-й не сможет поразить воображение, но все же хотелось бы опробовать автомобиль поосновательней. Зато здесь он показал себя во всей красе! По сути, можно даже не включать пониженную передачу – вездеходу с просветом 210 мм глубокий снег не помеха. Загребая колесами рыхлую влажную массу и вальяжно переваливаясь, машина уверенно «пашет» поле. Правда, порой у водителя и пассажиров появляются признаки морской болезни – кузов мягко, но сильно раскачивается на очень длинноходной подвеске. Когда самый трудный участок остался позади, на относительно чистом прямике решил перейти на третью передачу, но, пока ее нащупывал, автомобиль потерял ход. Пришлось срочно под негодующий рев мотора возвращать вторую.
Каково будущее возрожденного 469-го? Завод сделал ставку на доступность: версии «новой» машины будут стоить на $2500-3000 дешевле самого простого «Хантера» (который у нас стоит 103 780 грн).
Хотите стать дауншифтером? Если решитесь, новый-старый 469-й окажется очень кстати.

ВПЕРЕД – В ПРОШЛОЕ

Первая, наладочная партия 469-х появилась еще в конце 1971 года, серийное же производство запустили 15 декабря 1972-го. За 39 лет машину не раз модернизировали. Например, с 1983 года устанавливали 77-сильный мотор, в 1985-м «уазик» получил, в частности, раздельный привод тормозов, подвесные педали, гидропривод сцепления и травмобезопасную разрезную рулевую колонку.
Знаменитые ульяновские вездеходы в Советском Союзе частным лицам не продавали. Зато их экспортировали в 70 стран мира. Такому успеху способствовал примечательный факт из истории 469-го: в августе 1974 года три автомобиля покорили Эльбрус, причем безо всяких лебедок, цепей на колесах и прочего дополнительного оборудования. Экстремальное испытание прошло удачно: впервые в истории автомобили заехали без посторонней помощи на высоту 4200 м над уровнем моря.