Зачем на автомобиле регулируют углы установки колес?

В идеальных условиях шины должны катиться по дороге, не подламываясь и не проскальзывая. От этого зависят динамика разгона и торможения, максимальная скорость, курсовая устойчивость, легкость и точность управления, износ шин, расход топлива. Но идеал недостижим: углы колес несколько меняются при работе подвески, при ускорении и замедлении машины, маневрировании и т. д. Чтобы автомобиль был достаточно устойчив в движении и хорошо слушался руля, положение колес изготовитель строго регламентирует. При необходимости его регулируют, ведь углы установки не должны выходить за пределы допусков. Пока углы в норме, водитель о них может и не вспоминать! Это важно, ведь «абсолютно точная» регулировка невозможна в принципе. Сегодня на многих иномарках контролируют только схождение колес – передовые технологии производства и высокая точность изготовления деталей позволяют остальные параметры не корректировать.

ТРИЕДИНСТВО УГЛОВ

Есть три главных угла, влияющих на поведение машины и связанных между собой конструкцией.
Первый – угол развала. Обусловлен конструкцией: внутри колеса нужно разместить тормозные механизмы и опоры, причем ось поворота колеса должна пересекать пятно контакта в определенной точке, образуя так называемое плечо обката. Закрепив на боковине колеса отвес, видим, насколько отклонена плоскость вращения колеса от вертикали. Шина, катящаяся с наклоном к дороге, деформируется, как бы став конической, отчего тянет в сторону наклона. (Чтобы нейтрализовать этот эффект, колеса слегка сводят внутрь автомобиля – это схождение колес.)
Второй – угол схождения. Схождение может быть положительным, нулевым, отрицательным – в зависимости от конструкции подвески и конкретных настроек автомобиля. Даже если углы схождения колес слева и справа разные, а кастер и развал в норме, то на прямой траектории увода не будет – колеса в движении самоустановятся, силы взаимно уравновесятся. Но при маневрах вы заметите, что шины проскальзывают, свистят – ведь трапецию проектировали под определенные углы установки управляемых колес, а сейчас их центры поворота не совпадают. Ситуация не безобидная: работа протектора со скольжением – верный способ вылететь на повороте с дороги! По­этому, если вы не профессиональный автогонщик, который с углами на «ты», мудрить с ними опасно.
Третий – угол наклона оси поворота колеса в продольной плоскости (кастер). Взгляните на велосипед: его рулевая колонка наклонена – сопротивление катящейся шины приложено позади точки пересечения оси колонки с плоскостью дороги и при случайных отклонениях колеса стремится вернуть его в исходное положение. На прямой – в положение «прямо», в повороте – на прежнюю траекторию. Так как на автомобиле два управляемых колеса, углы продольного наклона их осей поворота должны быть одинаковыми, иначе поведение машины при отклонениях колес вправо-влево будет различаться и на дороге с неровностями ее станет уводить в сторону.
Когда плоскость вращения колеса перпендикулярна дороге, развал равен нулю. Если верх отклонен от машины – развал положительный, к машине – отрицательный. Важно не путать, что на что влияет. Допустим, развал левого и правого колес симметричный, но великоват. Руль в сторону не тянет, однако если развал «в плюс», то быстро изнашиваются внешние дорожки протектора. Если «в минус» – внутренние. А вот если углы развала разные, появится еще одна проблема: то колесо, которое чрезмерно отклонено, станет уводить машину в сторону.
На российских автомобилях в силу конструктивных особенностей подвески регулировка углов – трудоемкое занятие, зато правильно выставить колеса можно даже при серьезных повреждениях машины. Когда же регулировка кастера и развала не преду­смотрена, владельцу приходится менять детали подвески и немало за это платить. Но кто в этой ситуации поручится за благополучный исход!

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

Новехонькая иномарка прямо из салона выехала с ощутимым уводом. Хозяин это отметил, но фирмачи стандартно отмахнулись – все параметры в норме! Вот и прикатила машина к нам. Осмотрели. Измерили. Оказалось, непорядок с кастером – с левой стороны вышел за пределы допуска. Да и развал прихрамывает. Но эти оба параметра на данной модели нерегулируемые! По закону такой дефект допускает даже замену машины. Мы выдали владельцу свое заключение, но тот, не желая биться с дилерами, просто продал автомобиль. Очень по-русски…
Кстати, увод в сторону не всегда связан только с углами установки колес. Вот пример. Хозяин потрепанного ВАЗ-2115, не стесняясь в выражениях, рассказывал, как уже в трех сервисах регулировали сход-развал, а руль как тянуло влево, так и тянет! Углы мы все же проверили, но ничего не нашли. Тогда вывесили машину, пустили двигатель, включили передачу – и увидели, что шины ведущих колес кривые, причем протектор одной явно создавал эффект конуса. Заменили колесо запасным. Человек прокатился… Видели бы вы, как он, ошалевший от радости, пожимал нам руки!
А вот типичный случай иного рода. Владелец пригнал едва живую «десятку», зато с мешком слегка тронутых ржавчиной импортных запчастей. Запасливый! Когда дело дошло до развала, отрегулировать его не смогли: отверстия под регулировочные болты на импортных стойках были сильно смещены относительно штатных мест. Вот и пришлось парню раскошелиться на российские.
Напоследок – крайний случай. Попал к нам «Гетц», у которого наружные дорожки задних шин стесались до брекера. Регулировок тут не предусмотрено, остается одно: кривую балку менять! А заказчик жалуется на безденежье. Чем помочь? Решили выравнивать колеса проставками. Измерили углы: развал – на верхнем пределе, а схождение – больше градуса! Пришлось вспомнить «школьные годы чудесные», таблицы Брадиса! С их помощью я рассчитал толщины шайб-проставок. Через пару часов они уже заняли место между тормозными щитами и балкой. «Незаконные» углы пропали!


  Стойки от некоторых зарубежных производителей создают ремонтнику проблемы. Взгляните: до ребра этой стойки эксцентрик «развального» болта вообще не достает!


  Даже этот, не самый сложный электронный стенд позволяет контролировать сразу все углы, определяющие положение колес.


  А этот «Гетц» вынудил регулировать углы установки его задних колес самодельными шайбами-проставками. Их надели на болты крепления ступиц между тормозными щитами и балкой.