Сравниваем варианты с 6-ступенчатой механической и 7-ступенчатой автоматической (DSG) коробками передач | Автомобили «Фольксваген-Гольф», 1,2 л, 105 л.с. | Авторы Геннадий Емелькин, Сергей Канунников | Фото Александр Батыру

Удивительное совпадение! Но мы правда не подгадывали этот тест к случаю. Однако именно в те дни, когда испытатели общались с серым и красным «фольксвагенами» с разными коробками передач, на сайте клуба владельцев «Гольфа» висел опрос о предпочтении механики или автомата DSG. Причем результаты оказались неожиданными для нас: почти 49% ответивших высказались за механику.
Конечно, в этом выборе основную роль играют сомнения в надежности агрегата с двумя сцеплениями. Разговоров на эту тему много. Но для объективной оценки обеим сторонам пока явно не хватает информации. Мнения опрошенных нами владельцев самые разные, а реальной статистики немного.
Сравнивая два «гольфа» с одинаковыми 105-сильными моторами объемом 1,2 л и разными коробками передач – 7-ступенчатым автоматом DSG 1 и 6-ступенчатой механикой 2 , мы оценивали удобство езды и экономичность.

01-ruchki_zr-03-14

Быстро и медленно

Автомат всегда удобнее механики? Смеем утверждать, что это не всегда так. Но для начала прокомментируем результаты замеров. Их проводили зимой на зимних шинах, поэтому данные очень сильно расходятся с заводскими. Но нам было важно именно сравнение автомобилей в равных условиях.
В разгоне до 100 км/ч испытанные «гольфы» очень близки (по паспорту время разгона одинаковое). Небольшой выигрыш машины с механикой в быту может и не проявиться, поскольку результат сильно зависит от водителя. А вот в разгоне с 60 до 100 км/ч и тем более с 80 до 120 км/ч «Гольф» c DSG выигрывает. Немудрено, ведь 1,2-литровому мотору нелегко разгонять машину на одной передаче (соответственно – четвертой и пятой). А именно так замеряют эластичность автомобилей с механикой. Современный же автомат быстро находит низшие ступени и очень быстро переключается вверх.

Малахольный вроде бы двигатель для такого рабочего объема на удивление тяговит. Но при интенсивных ускорениях на шоссе или при перестроении в городе перейти на пару передач вниз необходимо. Кстати, автомобиль, заточенный на экономичность, считает, что переключаться вверх следует уже примерно на 2000 об/мин. Об этом напоминают высвечивающиеся на панели приборов номера передач.

Дешево и дорого

На контрольном маршруте, включа­ющем столичные пробки, узкие пригородные шоссе и магистраль с разрешенной скоростью 110 км/ч, автомобиль с механикой выиграл у версии с автоматом больше 1 л/100 км. Немало! Конечно, результат сильно зависит от стиля водителей машины с ручной коробкой. Но они менялись и вовсе не старались экономить – ехали в аде­кватном дорожным условиям режиме.
Очевидно, разница в расходе топлива будет особенно заметна именно на пригородных маршрутах. Кстати, и по паспорту 105-сильный «Гольф» с 6-ступенчатой механикой экономичнее собрата с 7-ступенчатым автоматом именно за городом. Правда, разница между заводскими данными минимальна. Но жизнь всегда вносит свои коррективы.

05-ruchki_zr-03-14

 Семиступенчатая коробка передач с сухим сцеплением концерна «Фольксваген».

Уплатив дополнительно 20 тыс. грн (настолько сегодня дороже «Гольф» со 105-сильным мотором 1,2 л и DSG, чем версия с механикой), стоит учитывать, что и 100 км пробега будут стоить больше – на цену литра бензина. Хорошо хоть, цена обслуживания автомобилей с разными коробками одинакова. (О ремонте здесь говорить не место.) Очень интересно еще сравнить классический автомат и современный агрегат с двумя сцеплениями. Но подобрать честные аналоги практически невозможно. Компании, освоившие агрегаты нового поколения, постепенно избавляются от прежних.
А теперь вернемся к удобству управления. Есть и еще один фактор (правда, куда труднее измеряемый), который, как нам кажется, может повлиять на выбор. Наш тест пришелся на самые снежные в эту зиму дни. Так вот, путешествуя по загородным дорогам, плохо или совсем не чищенным, эксперты неоднократно соглашались: в таких условиях автомобиль, дающий возможность выбирать нужную передачу самосто­ятельно, приятнее и надежнее в управлении.
У DSG, конечно, тоже есть
ручной режим. Но зимой нередки ситуации, когда несколько замедленное и чересчур «электронное» переключение автомата – все-таки не то, что нужно. Наверное, об этом стоит задуматься, если зима в ваших широтах длинная, а ездить часто приходится за городом. Конечно, на выбор, как обычно, могут повлиять иные за и против.
Сегодня, скажем, все больше становится водителей, у которых наличие третьей педали вызывает чувство, близкое к ужасу. Но это аргумент из разряда очень специфичных
и субъективных.

Мокро и сухо

Роботизированные коробки передач делают с так называемым мокрым сцеплением и с сухим. В первом случае в качестве сцепления применяют две многодисковые муфты, смазыва­емые маслом, во втором – используют пару обычных сцеплений.
Сначала появились коробки с мокрым сцеплением, затем стали активно применять и сухие. У последних меньше механические потери и ниже масса. Так, фольксвагеновская (такие же ставят на автомобили других марок, входящих в концерн) коробка в сборе с сухим сцеплением весит всего 70 кг против 94 кг «мокрого» агрегата. И это несмотря на дополнительную передачу (у DSG c сухим сцеплением семь ступеней, у варианта с мокрым – шесть).

06-ruchki_zr-03-14

 Один из вариантов коробки передач с мокрым сцеплением.

С точки зрения механики коробки очень похожи. Существенные отличия, разумеется, есть в системе смазки. У агрегата с мокрым сцеплением она единая, с приводом масляного насоса от коленвала двигателя. Заправочный объем фольксвагеновского агрегата – 7,2 л. В сухой коробке система раздельная – с двумя независимыми масляными контурами и, соответственно, разными маслами. Валы и шестерни смазываются так же, как в обычной механической коробке. Объем заправки всего 1,7 л. Объем второго масляного контура, управляющего, еще меньше – 1,1 л. Необходимое давление поддерживает электрогидравлический насос. В отличие от коробки с мокрым сцеплением, здесь он включается только по мере необходимости, что тоже уменьшает механические потери.
По возможности передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам мокрая трансмиссия существенно превосходит сухую. Для легковых «фолькс­вагенов» это 350 Н·м против 250. Поэтому-то агрегаты с мокрым сцеплением достаются автомобилям с более мощными двигателями. На коммерческие «фолькс­вагены-транспортер» и вовсе ставят обновлен­ный вариант коробки серии ОВТ с мокрым сцеплением, но в 7-ступенчатом исполнении, рассчитанный на передачу момента 600 Н·м. По­дробнее об устройстве коробки DSG – см. ЗР, 2013, № 8.

04-ruchki_zr-03-14

По ходу дела

105 л.с. с 1,2 л рабочего объема! Совсем недавно такое могли разве что спортивные моторы. Двигатель «Фольксвагена» очень живой, а при умелом переключении передач даже веселый. Но рекомендованный бензин – А98. К счастью, допускается А95. Вот цена технического прогресса и действительно отменной экономичности. А вы как хотели?

Данные производителя

Модель

VOLKSWAGEN GOLF
1,2 л, 105 л.с.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Размеры, мм:
длина/ширина/
высота/база


4255/1799/
1425/2637

колея спереди/сзади

1549/1520

Объем багажника, л

380/1270

Радиус поворота, м

5,45

Снаряженная/
полная масса, кг

1210/1720

1229/1730

Время разгона 0–100 км/ч, с

10,2

Максимальная скорость, км/ч

192

Топливо/запас топлива, л

A95/50

Расход топлива:
город./загород./смешан. цикл, л/100 км

5,9/4,3/4,9

5,6/4,4/4,8

Выбросы CO2, г/км

114

ДВИГАТЕЛЬ

бензиновый

Расположение

спереди поперечно

Конфигурация/
число клапанов

P4/16

Рабочий объем, см³

1197

Степень сжатия

10,5

Мощность, кВт/л.с.

77/105 при 4500 об/мин

Крутящий момент, Н·м

175 при 1400–4000 об/мин

ТРАНСМИССИЯ

Тип

переднеприводная

Коробка передач

М6

A7 (DSG)

Передаточные числа:
I/II/III/IV/V/VI/VI/VII/з.х.

3,62/1,95/1,28/
0,97/0,78/0,64/
–/3,18

3,77/2,27/1,53/1,18/1,12/0,95/0,8/4,17

Главная передача

4,06

4,44/3,23

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска:
спереди/сзади

«Мак-Ферсон»/многорычажная

Рулевое управление

реечное с электроусилителем

Тормоза:
спереди/сзади

дисковые вентилируемые/дисковые

Размер шин

205/55R16

 

 Замеры ЗР*
 Модель VOLKSWAGEN GOLF 1,2 л, 105 л.с.
М6 А7 (DSG)
Разгон 0–100 км/ч, с 15,2 15,9
Эластичность, с: 60–100 км/ч (IV) 80–120 км/ч (V) 10,2 15,7 7,3 10,1
Средний расход топлива в контрольном пробеге, л/100 км 5,7 6,8