Как оснастить автомобиль дополнительным боковым светом.

Даже идеально отрегулированные фары крайне скупо освещают обочины. И если на улицах города этому не придаешь значения, то в темных закоулках или на лесной дороге, когда поворачивать приходится почти вслепую, боковой свет очень кстати.
На многих зарубежных автомобилях есть дополнительные фары или фонари, освещающие обочины при поворотах. Мы попробовали сами оснастить подобными нашу «десятку».
В качестве дополнительных фар у нас компактные противотуманки, врезанные в переднюю часть бампера. Схем подключения придумали несколько. Детально приводим те, которые оказались наиболее простыми и работоспособными.
Вот как сделать проще всего (рис. 1). При включении, допустим, правого поворотника ток от плюсового разъема его лампы через диод включает слаботочное реле (например, BS115C, ток катушки 20…50 мA). Ток от резервного предохранителя подается на правую боковую фару через выключатель (днем боковой свет отключаем) и контакты реле. А чтобы свет не моргал, параллельно ножкам катушки реле подключен конденсатор 1000 мкФ. Вторая часть схемы, для левой фары, выглядит так же. Но в этой схеме работа бокового света зависит от включения поворотника и кому-то это может показаться неудобным: зачем, скажем, на лесной дороге обозначать сигналами объезд каждой ямки? Поэтому мы опробовали и другой вариант (рис. 2).
В нем включение и выключение бокового света происходит при повороте руля. Питание к боковым лампам поступает так же, как в первой схеме, но командуют ими герконы. Они размещены в пенале, закреп­ленном на кронштейне напротив механизма рулевой рейки. На болт 2 крепления правой тяги рулевой рейки через проставку 5 (отрезок плотного резинового шланга длиной около 50 мм) наклеили «жидкими гвоздями» мощный магнит 6. При повороте руля направо магнит движется вдоль пенала с герконами. После его прохождения нормально замкнутые герконы Гк2 и Гк3 останутся включенными, а геркон Гк1 на мгновение замкнется, послав сигнал на тиристор Д1, который откроется. Ток поступит на реле Р1, и лампа бокового света получит питание. При обратном движении руля боковой свет будет включен до тех пор, пока магнит не разомкнет геркон Гк2. Тогда тиристор Д1 закроется, свет погаснет. При повороте налево схема работает аналогично, только в дело вступят герконы Гк3 и Гк4 и тиристор Д2.
Опция оказалась весьма полезной, а эффективность ее хорошо видна на фото.