«Вольво-XC60» при всем своем комфорте слывет покорителем бездорожья. Проверить его таланты взялись Олег Ярмоленко и Сергей Торгалов (фото).

Как помните, «Вольво» в переводе с латыни – «я качусь». У меня эти слова вызывают ощущение беззаботной, непри-нужденной, комфортной легкости и свободы перемещения в любом из измерений пространства. И в этот образ сполна вписывается кроссовер ХС60. Легкость в общении с ним начинается буквально с дверей. С бесключевым доступом нет нужды искать в кармане ключ – просто потяните за ручку любой из дверей, и она распахнется. Не нужны лишние манипуляции и для пуска мотора – пусть себе ключ лежит в кармане, просто нажмите кнопку рядом с комбинацией приборов. Последняя, кстати, при оживании машины оказывается полностью цифровой: все поле приборов – большой цветной дисплей, у которого есть выбор из трех вариантов оформления. То, что под капотом доставшейся нам версии – дизель, поначалу можно понять разве что по двухсекундной задержке при пуске, пока греются свечи накаливания. Шумо- и виброизоляция настолько хороши, что в салоне раздается лишь легкое мерное шуршание мотора без характерной дизельной дрожи. Между прочим, у ХС60 – самый большой в классе выбор вариаций силовых агрегатов: три бензиновых мотора и аж шесть дизелей (см. таблицу).
После влажного вечера ночью лобовое стекло покрылось ледяной завесой. Соседи по стоянке суетятся – нещадно царапают стекла своих авто скребками, трут щетками, пшикают размораживателями. А у меня и здесь спокойная легкость – нажал клавишу электроподогрева, и уже через полторы минуты стекло становится яснее ясного.

img_2494_1
Когда щетки «дворников» беззвучно дотерли последние капли от покорно сдавшегося льда, уже успела начать путь вверх стрелка температуры охлаждающей жидкости. А ведь даже в околонулевую температуру обычный дизель прогревается только с началом движения, и то минимум через 3-4 км хода. Но все дизельные ХС60 оснащены автономным топливным подогревателем, который вступает в дело сразу же после пуска мотора и не самым теплым февральским утром успевает в достаточной степени прогреть его за три минуты. За дополнительные 8200 грн эту «автономку» можно снабдить и таймером, так что поутру машина в прямом смысле встретит вас с теплом.
А еще через консольное меню настроек можно попросить ХС60, чтобы он с пуском двигателя автоматически включал подогрев передних кресел, заднего стекла и зеркал, а также рулевого колеса. В общем – согреть тело этот автомобиль умеет. А как он греет душу?

Под лучами полярной звезды

У нас – самый мощный дизель D5 объемом 2,4 л в паре с шестиступенчатым гидроавтоматом. В базовом варианте он развивает 215 л.с. и 440 Н·м. Однако на тестовом авто сделана фирменная перепрошивка Polestar (12 173 грн), благодаря чему отдача мотора здорово выросла. Теперь в его арсенале 230 л.с. и 470 Н·м, которые позволили сократить разгон до «сотни» с 8,3 до 8,1 с. Примечательно, что расход топлива, по заверению «Вольво», с этим чип-тюнингом не меняется ни в одном из режимов. У нас в смешанном цикле, включая внедорожные упражнения и плотный городской трафик в будни, вышло 9,5 л/100 км.

img_3055

Яркие светодиодные ходовые огни заменили привычные противотуманки. В версиях Momentum и Summum – биксеноновые фары, умеющие «заглядывать» в поворот.

Динамика ХС60 исчерпывающая. Недюжинный запас тяги под педалью есть всегда, причем лишь в редких случаях доводится «топить» акселератор до кик-дауна – обычно хватает и половины хода педали. Но водителю и пассажирам темперамент кроссовера вовсе не кажется взрывным – ощущения скорости и темпа разгона сглажены мягчайшей работой автомата и все той же отличной шумоизоляцией. Только крупные цифры на спидометре расставляют точки над i: оказывается, сам того не заметив, я уже вовсю мчусь! Точнее – качусь.
Я остаюсь ярым приверженцем традиционных автоматов. В отличие от вариаторов и уж, тем паче, преселективных коробок, они значительно надежнее – а при толковой настройке и лучше себя ведут. Автомат «Вольво» – пожалуй, один из лучших, с которыми мне довелось иметь дело. Ни в одном из режимов движения, что в городе, что на трассе, мне так и не удалось спровоцировать его на задумчивость либо на неоправданный выбор передачи. Переключения вообще не чувствуются – даже когда в кик-дауне коробка перескакивает с шестой на пару передач вниз. Для гурманов есть ручной режим с лепестками под рулем. Но коробка настолько мудро работает сама, что тягаться с ее интеллектом – забава бесполезная: лучше ей не мешать. Шанс, когда ручной режим действительно пригодится, – долгий спуск, требующий торможения двигателем.

img_2957

Ходовая у нашего варианта – с бесплатной опцией «Комфорт», так что, по идее, она мягче обычной. И тем не менее, не скажу, что плавность хода – конек ХС60. Подвеска кроссовера плотно и прочно сбитая, мускулистая. Она длинноходная, но энергоемкость у нее специфичная: невзгоды родных направлений не дают забыть о себе сидящим в салоне. Причем крупные препятствия – лежачие полицейские, солидные бугры и ямы – проглатываются ходовой лучше, чем мелкие пакости.

Однако оборотная сторона некоторой жесткости характера подвески – отменная управляемость и устойчивость, а также очень острое, вдохновляющее чувство руля. Эту машину ведешь – за своим взглядом и мыслями, а не задаешь направление, будто бездушным джойстиком в симуляторе. Управляемость и надежнейшее поведение – высокая вершина, которую с честью покорила «Вольво».
У ХС60 грандиозный электронный комплекс активной безопасности: система динамической стабилизации и контроля тяги (DSTC) вкупе с ABS и система предотвращения опрокидывания (RSC). DSTC феноменально откалибрована.

img_2634

«Там, где пехота не пройдет…» Этому полноприводнику «Вольво» по зубам преграды,
пер ед которыми спасуют его одноклассники.

Она всегда на бдительной страже траектории движения, но, дабы не лишать водителя ярких эмоций, откладывает свое вмешательство в поправку курса до крайнего разумного предела, причем вмешивается настолько элегантно и деликатно, что порой срабатывание системы можно определить только по вспыхиванию лампочки на комбинации приборов. DSTC нельзя полностью отключить, и это мудро! Единственная уступка, на которую система готова пойти перед азартным водителем, – спортивный режим: DSTC позволит в рамках разумного «покрутить хвостом», но лишь до той поры, пока водитель активно работает рулем и тягой. Стоит отпустить педаль в лихом вираже – и система в мгновение ока войдет в стандартный режим и четко сбалансирует машину.

Привод с умом

Разуму DSTC вверено и управление полным приводом. Распределением потока мощности на задний мост здесь ведает муфта «Халдекс» последнего, пятого поколения. В нем конструкцию узла упростили до максимума: по сути, здесь остались только фрикционы да гидронасос. Главное преимущество такой схемы по сравнению с более традиционными механико-электрическими муфтами – полное согласование с DSTC и, следовательно, гораздо более правильное и скорое перераспределение моментов.

img_2661

Мощный козырь ХС60 на бездорожье – клиренс в 230 мм и очень короткие свесы. А благодаря интеллектуальному полному приводу и диагональное вывешивание не страшно.

Алгоритм подключения заднего моста не зависит от скорости – электроника, если сочтет нужным, готова задействовать все четыре колеса хоть с 0 км/ч, окажись под ними лед, песок, мокрая трава… Задняя ось всегда получает свою долю потока мощности: даже при равномерном движении по идеальному прямому и сухому шоссе ей достается около 8 Н·м тяги. «Мозг» DSTC подключает задний мост к более активной работе при малейшей на то необходимости, причем система умеет делить момент не только между осями, но и между колесами, имитируя блокировку заднего межосевого дифференциала. В первую очередь это умение служит при активном прохождении поворотов, когда система компенсирует «фирменный» для машин переднеприводной концепции снос передка.

Разумно действует полный привод и в своей стихии – на бездорожье. На заснеженной лесной дороге, с сугробами, колеей и глубокими поперечными канавами XC60 чувствует себя столь же непринужденно и уверенно, как и на асфальте. Благодаря точному перераспределению потоков мощности системой DSTC никаких проблем не доставило диагональное вывешивание: электроника в момент «сообразила», какие колеса следует подгрузить, чтобы мягко, без рывков и пробуксовок одолеть коварную канаву.
Однако толковый полный привод – это полдела: на бездорожье многое решает геометрическая проходимость. И с этим у ХС60 порядок. Ну-ка, покажите еще один кроссовер с клиренсом в 230 мм, а также углами въезда и съезда соответственно в 200 и 250!
Эти показатели недалеки от серьезных рамных вседорожников. Да и ходы подвески «Вольво» впечатлили.

img_2608
На скользком заснеженном спуске снова выручила автоматика – система помощи при спуске Hill descent control. Достаточно нажать кнопку на консоли – и затем действовать только рулем: автомобиль сам безошибочно выберет верную тягу и скорость для спуска, притормаживая без участия водителя.

Родственная душа

«Вольво» всегда отличалась своей школой: продуманностью по части безопасности, непохожестью своих моделей на остальные европейские, яркой индивидуальностью при взвешенности северного темперамента. И надо признать, что этот темперамент весьма близок нам: продуманность шведских автомобилей особенно заметна сейчас, в холодное время года. Впрочем, недаром же к варягам относят и славянские племена, образовавшие Киевскую Русь, и шведов, – похоже, исторически мы братья с создателями этой славной машины…

Конечно, родство душ выльется недешево – за ХС60 просят от 424 217 грн. Тем не менее, за эту цену шведский кроссовер готов подарить владельцу гораздо больше функционала, возможностей и средств безопасности, чем его одноклассники. А уж на бездорожье с ним и вовсе трудно сравниться – как истинный викинг, он мужественно покоряет стихии.

[%GALLERY%]

Путь из варяг в греки

В версии Summum развлечениями ведает медиасистема High Performance с 8 динамиками и 7-дюймовым дисплеем вверху консоли. Она способна не только услаждать слух великолепным звучанием музыки с самых разных носителей (помимо привычных радио и CD-ресивера есть и USB-порт, и разъем для подключения внешних плееров). В систему интегрирована также беспроводная гарнитура громкой связи, которая соединяется с телефоном через Bluetooth и импортирует его книгу контактов, так что в теории номер можно набирать через консольное меню. В моем случае, правда, приключилась ошибка: импортированные контакты отчего-то оказались без плюса в начале номера, и посылать вызовы пришлось все же с телефона. Гарнитура тоже разумна – ею заведует интеллектуальная система информирования водителя, которая постоянно анализирует, насколько активно вы работаете педалями и рулем. Если, например, в момент вашего проезда через загруженный перекресток поступит входящий вызов, система будет игнорровать вызов, пока внимание водителя полностью сосредоточено на дорожной ситуации, в случае сложной дорожной ситуации — система отклонит его: безопасность на дороге важнее любых разговоров!
А еще медиасистема готова проложить под музыку путь из варяг в греки. Карта Украины в штатной навигации – не только подробная, но и современная: в столице ей ведомы совсем недавно сданные развязки и проспекты, а адресный поиск работает по многим крупным городам.
Без проблем удалось создать маршруты в Кривой Рог, Трускавец, Ялту и Харьков, причем каждый раз навигатор предлагает три варианта пути: быстрый, короткий и легкий. На карте отображаются заправки, магазины, кафе, стоянки и прочие полезные объекты.
Главное замечание к системе – отсутствие сенсорного дисплея: вертеть «крутилку» на консоли, особенно при вводе адреса, не очень-то удобно. Впрочем, на сей случай в списке опций есть более «продвинутая» система Sensus Connected touch. А еще «Вольво» готова предложить развлекательную систему для пассажиров второго ряда с двумя большими цветными дисплеями в передних подголовниках, а также цифровое ТВ.

tab-volvo-1-670_02

Электронные ангелы-хранители

Небольшая красная лампочка по центру панели у кромки стекла – индикатор базовой для всех ХС60 системы City Safety, которая на скорости до 50 км/ч распознает угрозу столкновения с едущим впереди автомобилем. Система либо вместе с вами в нужной степени «додавит» педаль тормоза, либо, если вы совсем зазевались, сама задействует экстренное торможение. Оранжевые индикаторы системы BLIS в уголках передних дверей вспыхивают, когда в мертвой зоне скрываются другие автомобили.

img_3131

img_3200Перестраиваться в городской толчее с таким помощником проще и спокойней. В числе опций имеются и другие ангелы-хранители. Система контроля внимания водителя, контролируя ваши движения рулем, вовремя даст знать, что пора передохнуть либо маякнет о пересечении линий разметки. Адаптивный круиз-контроль при возникновении препятствия не только сбросит (и потом вновь наберет) скорость, но и применит торможение до полной остановки, реагируя как на автомобили, так и на велосипедистов с пешеходами.

img_1835Дмитрий Ковалев
председатель «Клуба внедорожных приключений

Ключевой момент, который определяет возможности машины на бездорожье, – это геометрия: углы въезда, съезда и рампы, а также клиренс. Так вот, у XC60 эти показатели наиболее выигрышны во всем модельном ряду «Вольво» и на фоне большинства конкурентов. При этом здорово, что отличная геометрическая проходимость дополнена мудрой системой полного привода. Его полный контроль электроникой –безоговорочное преимущество! Давайте начистоту – этот автомобиль рассчитан прежде всего на обычную «гражданскую» эксплуатацию и водителей, не имеющих особого опыта в борьбе с «заасфальтными» стихиями. Умная электроника ХС60 наилучшим образом справится с распределением потоков мощности по осям и колесам, «вытянет» машину независимо от квалификации водителя – и вдобавок продлит жизнь трансмиссии, используя ее настолько верно, насколько способен даже не всякий профессионал за рулем. Четко слаженный комплекс систем ХС60 с недюжинным искусственным интеллектом –грандиозный арсенал, который позволяет автомобилю с успехом преодолевать весьма непростые препятствия.
Если мы примитивно разделим бездорожье на три категории – легкое, среднее и тяжелое, то с уверенностью скажу, что благодаря выдающейся геометрии и технической подкованности «Вольво-ХС60» запросто одолеет средний уровень преград. И при этом изящно утрет нос одноклассникам. Ну, а если «обуть» этот автомобиль в резину позубастее, то его возможности впечатлят еще больше.
И при этом автомобиль может наградить своего водителя и пассажиров абсолютным комфортом на любых дорогах и направлениях. Он точно создан для дальних путешествий и подойдет тем, кто может назвать себя в хорошем смысле авантюристом – искателем приключений, любителем и ценителем активной, яркой, сочной жизни.

Автомобиль на тест предоставлен компанией «Виннер Импортс Украина».

tab-volvo-4

Volvo XC60 D5 AWD

ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
Длина х ширина х высота, мм
4644 х 1891 х1713
Колесная база, мм 2774
Колея спереди/сзади, мм 1632/1586
Дорожный просвет, мм 230
Радиус поворота, м 5,85
Объем багажника, л 495/1455
Снаряженная/полная масса, кг 1921/2505
Разгон 0–100 км/ч, с 8,3 (8,1)*
Топливо/запас топлива, л ДТ/70
Расход топлива л/100 км:
загородный 5,3
городской 8,5
смешанный цикл 6,4
ДВИГАТЕЛЬ:
дизельный, Р5, 20 клапанов,
2400 куб. см, Евро-5; 158 кВт/215 л.с.
(169 кВт/230 л.с.) при 4000 об/мин; 440 Н•м
в диапазоне 1500–3000 об/мин (470 Н•м
в диапазоне 1750–2250 об/мин).
ТРАНСМИССИЯ:
полноприводная, А6.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:
подвески – «Мак-Ферсон»/многорычажная;
тормоза – дисковые вентилируемые/
дисковые; шины – 235/60R18.
КОМПЛЕКТАЦИЯ: Summum.
ЦЕНА: 675 130 грн.

* В скобках – данные для пакета чип-тюнинга Polestar.

tab-volvo-2