О летающих автомобилях пишут давно и с пристрастием. Однако дальше проектов – пусть в металле, но пока способных лишь ползать по шоссе, – дело не шло. С первым реальным автолетом знакомит Алексей Воробьев-Обухов.

Когда в далеком 1965-м Фантомас так разбушевался, что удрать от преследователей смог лишь на летающем «Ситроене-DS» с выдвижными крыльями, создателям фильма пришлось идти на поклон к мультипликаторам. Без них поднять машину в воздух тогда не смогли. Через девять лет злодей Скараманга похожим образом удрал от Джеймса Бонда, но тут все было иначе: машина с «пристегнутым» к крыше реактивным планером совершила-таки прыжок перед кинокамерами. В жизнь, однако, мечта полетать на автомобиле упорно не желала претвориться.

Долгое время все ждали первого полета хотя бы одной из моделей «Моллер-Скайкар», которую должны были поднять в воздух горизонтально расположенные (как у вертолета) пропеллеры. Реальность разочаровала: машина устойчиво летала лишь со страховочным тросом. И вот – прорыв! Пятого марта расправил крылья и взлетел двухместный автолёт «Транзишн», созданный компанией «Террафугиа» по разработкам инженеров Массачусетского технологического института. Машина, в отличие от фантомасовского «Ситроена», не выдвигает, а именно расправляет сложенные при езде по дорогам крылья. Подобное решение применяют на палубных истребителях ВВС, но там откидываются лишь концы крыльев, а в «Транзишн» – два шарнира.

Один из них расположен прямо у порога кузова, в результате чего ширина в автомобильном режиме не превышает 2032 мм. А вот гараж для автолета потребуется высокий: не менее 2057 мм. Можно долго спорить, чем является «Транзишн» – летающим автомобилем или ездящим самолетом. Надеемся, ответ на этот вопрос помогут дать представленные снимки и некоторые технические характеристики. Что говорит в пользу автомобиля? Разработчики утверждают, что использованы характерные для него системы пассивной безопасности. Мощность двигателя (100 л.с.), работающего на обычном бензине, и расход топлива (7,8 л/100 км) тоже вполне приличествуют современному авто. А вот максималка в 105 км/ч для такого мотора явно маловата.

Теперь аргументы за самолет. При всем том, двигатель Rotax 912S – авиационный и соответствует всем авиационным стандартам надежности и безопасности. Скорость в полете так себе, не более 185 км/ч, а расчетная дальность – 740 км. Зато сажать «Транзишн» вполне удобно, потому что посадочная скорость всего 82 км/ч, мимо полосы не промажешь. Впрочем, при необходимости можно обойтись и без аэро­дрома: машину оснастили аварийно-спасательным парашютом! Как и легкому самолету, «Транзишну» требуется солидный разбег – более полукилометра, и не на шоссе: размах крыльев составляет почти 8,5 м…

Впрочем, бог с ними, с определениями. Главное, что уже в 2011 году, как обещают, можно будет стать счастливым обладателем такого летающе-ездящего чуда «всего» за 194 тысячи долларов. Но будет ли «Транзишн» удобен в повседневной жизни? Для начала машине предстоит пройти уйму сертификационных процедур. Ведь для регистрации в ГАИ нужно соответствовать одним стандартам, а в Гос­авиарегистре – совсем другим. Вероятность успеха, прямо скажем, невелика. Но все-таки как здорово, что «фантомасомобили» сходят с экранов и становятся реальностью.