Температурные аномалии двигателя нередко вызывает неисправный насос охлаждающей жидкости.

У двигателя три «сердца» – топливный, масляный и водяной насосы. Как ни странно, первый не самый важный. Если и откажет, ничего страшного не произойдет: автомобиль – не самолет. А вот проблемы с масляным насосом или помпой могут обернуться дорогим ремонтом двигателя.
О перегреве или недогреве двигателя наслышаны многие, но о причинах этих отклонений знают далеко не все. Не в последнюю очередь это неисправности насоса охлаждающей жидкости. Если ее циркуляция в системе слабая, то двигатель начинает перегреваться. Впрочем, это легко заметить – стрелка указателя температуры окажется в красной зоне шкалы. А ускорившийся износ деталей не столь очевиден. Если автомобилист откладывает решение этой проблемы, далеко не самой сложной, в скором будущем ему придется оплатить еще и ремонт двигателя. Иногда это будущее наступает внезапно, заявив о себе характерным стуком. На водительском жаргоне это называется «поймать клина».
Недогрев двигателя тоже возможен – в частности, при чрезмерной циркуляции жидкости. Причина отнюдь не в необыкновенных способностях помпы-рекордистки. Чаще это бывает в холодную погоду из-за неисправности термостата, основной клапан которого постоянно открыт – и вся жидкость течет через радиатор, унося в атмосферу и полезное тепло. Результат – снижение КПД двигателя и мощности и опять-таки ускоренный износ деталей, хотя механизм их износа уже иной.
Для каждой модели двигателя конструктор подбирает такой насос, который обеспечивает оптимальную интенсивность циркуляции жидкости в системе охлаждения. Помпа – лишь один из множества видов так называ­емых лопаточных машин: от крошечного колесика насоса омывателя стекла до огромных турбин электростанций. И для любой из них важно, чтобы лопатки вентилятора или турбины работали эффективно. Для этого зазор между ними и направляющей поверхностью корпуса должен быть минимальным, но контакт недопустим!
Если монтажный зазор между лопатками крыльчатки и корпусом соответствует расчетам, то напор насоса, а с ним и циркуляция жидкости достаточные. При чрезмерном зазоре напор падает, лопатки немало энергии расходуют лишь на перемешивание жидкости. Если же монтажный зазор мал, крыльчатка, нагревшись, может чиркать по блоку. Поэтому величину зазоров завод-изготовитель строго регламентирует. «Пощупать» или увидеть их напрямую не удастся, а вот оценить косвенно можно. Например, проложить между блоком и крыльчаткой пластилиновую колбаску, установить помпу, а затем снять ее – и по отпечатку лопаток замерить зазор.
…Один из моих клиентов, владелец «Дэу-Эсперо», просто впал в отчаяние. Машину, доселе безотказную, будто подменили: двигатель ни с того ни с сего стал перегреваться. В сервисах дважды меняли термостат и датчики, электровентилятор, промывали блок и головку, даже установили радиатор тропического исполнения. Но всё впустую: в каждой поездке стрелка термометра упиралась в красную зону. Кто-то посоветовал безутешному владельцу заменить прокладку головки блока, и он с этим приехал к нам. А заодно попросил поменять зашумевшую недавно помпу. Рассказал, что поставили ее позапрошлой зимой, перегреваться же двигатель стал лишь с наступлением тепла. Это меня и насторожило, и я предложил начать с простого – заменить именно насос.
Две помпы: оригинальная новая и старая, проданная кем-то владельцу тоже как «оригинальная». Небо и земля! Первая – аккуратная, литье прекрасное. Вторая – шершавая, как мухомор, со следами грубо зачищенных литников. Когда же я замерил расстояние от привалочной поверхности до верха крыльчатки и сравнил его с тем же параметром оригинальной помпы, оставалось лишь повеселить хозяина… Этот размер оказался на 2,1 мм меньше, чем у оригинала! С таким о приемлемой работе не могло быть и речи. Хорошо еще, что водитель заботливо следил за температурой.
Помпу, конечно, заменили, а часа через два раздался звонок. В голосе владельца – смятение. Помпа, мол, работает так здорово, что теперь двигатель… просто не нагревается! Можно ли так ездить? Конечно, можно, если утеплять радиатор стеганым одеялом даже летом. Но лучше все же заменить тропический радиатор родным. Заменили – и тепловой режим вернулся, наконец, к норме.
А как обстоят дела с монтажным зазором в помпах для «нашемарок»? В знакомом магазине отобрал по три образца от разных производителей для «классических» ВАЗов и для переднеприводных. Оказалось, российскому товару, как и продукции близлежащих соседей, с зарубежными образцами состязаться сложно. Можно закрыть глаза на огрехи литья – в конце концов, не стрелять же из этих помп, – но разброс расстояний от привалочной поверхности до верха крыльчатки должен укладываться в 0,2–0,3 мм. На деле же у некоторых переваливал за миллиметр. Например, у помп от ТЗА для «классики»: 59,5; 60,6; 59,6 мм, разброс – 1,1 мм. Для переднеприводных двигателей: 60,8; 59,6; 60,7 мм, разброс – 1,2 мм. И это из мизерных контрольных партий! Не удивлюсь, если отдельные помпы при монтаже упрутся крыльчаткой в блок или, наоборот, будут сильно до него не доставать. Ну а заграница оказалась на высоте: разброс размеров действительно укладывался в 0,2–0,3 мм. Правда, товар недешевый.
Некоторые фокусы систем охлаждения бывают вызваны особенностями применяемых материалов. Хотите пример? Хозяйка «Тойоты-Прадо» несколько раз приезжала к нам с одной и той же бедой – понемногу уходил антифриз из системы охлаждения. Что мы только не делали: опрессовывали систему, меняли хомуты и подозрительные шланги, забраковали помпу, которая действительно текла. Эффект все равно достигался минимальный – где-то оставалась дырочка. Наконец, добавили в жидкость герметик системы охлаждения. Сделали, отпустили хозяйку с миром, а через пару недель она вернулась с новой бедой – случайно обнаружила, что на остывшем моторе подводящий шланг радиатора сморщился в ленточку.
Герметик оказался настолько эффективным, что наглухо забил воздушный клапан в пробке радиатора, в результате в остывающей системе создавалось разрежение. Продувка пробки сжатым воздухом помогала лишь на три-четыре дня, после чего «Прадо» вновь появлялся у нас. Избавиться от этой напасти удалось лишь после того, как тщательно промыли всю систему охлаждения, заменили антифриз и пробку. А дырочка, с которой все начиналось, больше о себе не заявляет. Выходит, мелкие дефекты герметик и вправду запечатывает. Но с новыми препаратами нужно быть аккуратней.