Стоит ли проверять тормозную систему автомобиля, и как это нужно делать? На вопросы отвечает Александр Новосёлов, инженер отдела технической поддержки компании Bosch.

В каких случаях рекомендуете проводить диагностику тормозной системы автомобиля?
Причин может быть несколько. Увеличение тормозного пути, сильная вибрация на рулевом колесе и/или педали тормоза, увод автомобиля влево или вправо при торможении. Но даже при отсутствии жалоб желательно проходить диагностику, в целях профилактики и обнаружения скрытых дефектов, хотя бы 1 раз в год в рамках ТО.
Нужно ли как-то готовить автомобиль к диагностике?
Важно заранее помыть машину, чтобы при заезде на линию инструментального контроля колеса вашего авто были и чистыми, и сухими. Это требование стандарта ДСТУ 3649-2010.
Из каких этапов состоит процедура?
Из трех этапов, что позволяет оценить состояние как системы в целом, так и эффективность ее работы на отдельной оси или даже колесе. По итогам диагностики владельцу выдается протокол.
Сперва измеряется сопротивление свободного качения колес, увеличение которого может быть вызвано дефектами подшипников, ступицы или затиранием колодок и барабанов. Результат отображается в протоколе (единицы измерения – ньютоны) для каждого колеса в отдельности, разница между колесами одной оси не должна превышать 20%).
Затем измерению подлежит округлость тормозных барабанов или биение тормозных дисков. Мастер или владелец, находящийся за рулем, последовательно выполняет несколько действий при включенном двигателе на скорости 2,5 км в час: нажатие на педаль тормоза, ослабление и повторное резкое нажатие с максимальным усилием. В протоколе этот параметр называется «Овальность», допустимая норма по нему не более 20%.
На третьем этапе измеряем максимальные тормозные усилия (N), которые вместе с данными о массе автомобиля используются для расчета эффективности тормозной системы, выраженной через коэффициент удельного тормозного усилия. Согласно нормам Евросоюза, действующим и на территории Украины, этот показатель должен быть не ниже 0,5. Для новых автомобилей коэффициент тормозного усилия составляет, как правило, 0,7-0,8. Разница в величине тормозных сил на колесах одной оси, опять же, не должна превышать допустимую норму в 30%.
Вдобавок, в процессе диагностики тормозной системы обязательному анализу подвергается стояночная тормозная система или «ручник». Для стояночной тормозной системы нормой считается удельное тормозное усилие не менее 16%.
Кроме того, протокол исключает вероятность ошибки диагноста. Имея его на руках, автовладелец уверен в правильности решения о замене деталей или необходимости ремонта.
Может ли владелец, автомобиля, не вдаваясь в значения коэффициентов, определить, нуждается автомобиль в ремонте, или нет?
Да, протокол диагностики от «Бош» позволяет сделать это, т.к. информация подается еще и в простой графической форме. Если значения в столбике «Измерено» окрашены в зеленый, вы можете спать спокойно. Задуматься стоит, если этот столбик – красный. В этом случае вам порекомендуют визуальный осмотр в ремзоне и последующую замену неисправных компонентов системы.
Можно ли провести диагностику тормозной системы без тормозного стенда?
Да, разумеется. Но визуальный осмотр даст даже хорошему диагносту разве что понимание того, что «есть над чем работать», а затем счет пойдет на нормо-часы, ведь мастер будет искать причину. Тормозной стенд Bosch BSA 4340, которым укомплектованы СТО сети «Бош Авто Сервис» и большая часть дилерских СТО, позволяет значительно сэкономить время и деньги, поскольку на постановку объективного диагноза тормозной системе потребуется лишь 3-5 минут. Еще 2-3 минуты диагност или мастер-приемщик потратит на то, чтобы озвучить свои рекомендации.