«Джили» производит автомобили с 1998 года. За 15 лет компания построила не только с десяток автозаводов, но и два собственных университета, а также крупный научно-исследовательский центр, в котором побывал Олег Ермоленко. Фото автора.

В прошлом году «Джили» стала крупнейшим китайским автоэкспортером, поставив на внешние рынки 100 300 автомобилей. Стратегия экспансии за пределы Поднебесной в фирме бытует давно, и здесь хорошо понимают, что для успеха за границей не обойтись без совершенной и современной научно-инженерной базы – телеги на четырех колесах уже никому не нужны (если только не проталкивать их пошлинами). Именно поэтому «Джили» уж который год инвестирует минимум 7% оборота в инженерную школу. Холдинг построил два собственных университета в Пекине и Хайнане, а также техникум в провинции Нинхао. Образование в них, конечно, платное, но при этом общее число студентов – более 50 тысяч. Лучшие из них получают работу в компании.
Также у «Джили» есть два крупных центра научных разработок. Самый большой из них – в городе Ханьчжоу. Открывает его обширный музей серийных и экспериментальных автомобилей. Несмотря на то что в нем собраны модели не старше трех лет от роду, просторный зал буквально заставлен машинами – их здесь несколько десятков. Показательно, что не меньше половины из них – либо уже серийные, либо вот-вот пополнят широкую гамму «Джили».
Но самое интересное в этом центре от моего объектива скрылось – в экспериментальных отделах, естественно, снимать не разрешили. А посмотреть здесь есть на что! В нескольких цехах ведутся испытания на выносливость и долговечность всевозможных узлов и деталей автомобилей «Джили». На вибростенде усердно трясут блок клавиш стеклоподъемников – он не должен разбалтываться и грохотать в салоне. В дождевальной камере усердно поливают тугими струями воды фару – она не должна течь и потеть. Особый робот вращает и изгибает ШРУСы, испытывая их на усталость металла. Мощный станок сжимает и разжимает амортизаторы с разной нагрузкой. И так – с сотнями других компонентов, от педалей и замков зажигания до коробок с двойным сцеплением и батарей для электромобилей.

img_3449_01

 Компания не стесняется осваивать премиум-сегмент: роскошные купе и кабриолет «Эмгранд GT» вот-вот обоснуются на конвейере.

Имеется здесь и линия сварки опытных образцов – этакий мини-конвейер, на котором могут изготовить до 400 кузовов в год. Экспериментальные машины сдают экзамены на местном полигоне и дорогах общего пользования, а некоторым из них выпадет закончить свою недолгую жизнь на треке для крэш-тестов. Лаборатория испытаний на пассивную безопасность сооружена в точном соответствии со стандартами китайского теста C-NCAP. Манекены здесь такие же, как и на европейских крэш-тестах – стоимостью $200 тысяч каждый, причем аналогичных им нет ни у одной другой китайской компании. А в целом в лабораторию вложено около сотни миллионов долларов.
На треке пристрастным экзаменам ежегодно подвергают до полутора сотен автомобилей – испытания проводятся каждые три дня. Все новые модели должны выдержать до 60 различных тестов, но и уже серийные машины проходят в лаборатории безопасности регулярные курсы «повышения квалификации». Здесь доводили до пятизвездной оценки по нормативам C-NCAP «Джили-Эмгранд 7», кроссовер Х7 и недавно презентованный у нас седан «Эмгранд 8».
Очередное ритуальное разбиение последнего устроили прямо на наших глазах – столкновение со стеной со стопроцентным перекрытием на скорости 50 км/ч автомобиль выдержал на отлично. На своих местах остались все стекла и органы управления, а каждая из четырех дверей седана свободно открывалась. Отметим, что китайский стандарт испытаний помягче европейского в прямом смысле: стена, в которую врезается машина, покрыта толстой многослойной фанерой. Тем не менее, отличный результат китайского крэш-теста смело можно приравнять минимум к четырем звездам EuroNCAP. Все ли модели других производителей из Поднебесной (и не только) дотянутся до такого показателя?
«Джили» успешно доказывает: основа капитала – это постоянное развитие. Компания ни разу за свою историю не требовала государственной поддержки, однако смогла построить такую инженерную базу, которой всерьез могут позавидовать фирмы с куда более громкими именами. «Джили» прошла рациональный и логичный путь эволюции: от копирования через заимствование технологий к созданию собственных. И в этом ее пример – другим наука.