Когда кругом безрадостные прогнозы и невеселая статистика, особенно хочется яркого, легкого праздника. Именно такой атмосферой славилась выставка SIA в былые времена – и в этом году заслуженно вернула себе звание главного автопраздника Украины.

В числе десятков тысяч посетителей напрочь забыли о кризисе Ярослав Московка, Людмила Черкашина и Сергей Торгалов.

Пожалуй, никогда еще подготовка SIA не была такой сложной: привлечь участников, озабоченных своими оскудевшими бюджетами, оказалось непросто. Некоторые взвешивали «за» и «против» до последнего момента: к примеру, один крупный импортер решился выступить сразу с несколькими стендами за пять дней до открытия, когда уже был сдан в печать выставочный каталог. И все же праздник состоялся! Организатор, компания «Автоэкспо», сделала разумный шаг, объединив SIA, ставшую в последние годы полностью легковой, с выставкой коммерческого автотранспорта TIR. Благодаря этому главной темой выставки стали автомобили, а не запчасти с аксессуарами, как предсказывали пессимисты. Два павильона из трех были плотно заставлены машинами самых разных цветов, размеров и цен.

В легковом секторе гвоздем программы стал стенд «Хёндай» – четыре полноценных, свежих премьеры, включая концепт-кар. Почти все остальные участники выступили с уже знакомыми моделями. Группа компаний «АИС» в рамках одного стенда умудрилась показать сразу три своих бренда – «Джили», «Саньён» и «Ситроен». Активно выступили неофициальные импортеры и тюнинговые ателье, не поскупились на стенды «Пежо» и «Субару», показав свои полные модельные ряды. Экспозиция коммерческих машин предназначалась в первую очередь для профессионалов, но получилась, пожалуй, даже более зрелищной благодаря и размерам техники, и количеству премьер. Впервые на выставке были массово представлены автокемперы и услуги по их прокату.

Автобусных новинок оказалось довольно много – и неспроста: как показывает статистика, в этом секторе рынка наименьшее падение продаж. «Хёндай» решил продвигать в Украине всю линейку своих автобусов – городской «Каунти» (одноклассник «Богдана» А092), пригородный «Аэро Таун» и туристический «Юниверс». Они отличаются богатым оснащением, вполне приличным качеством отделки и… типично азиатской внешностью. Бориспольская корпорация «Эталон» решила давать своим машинам цветочные имена, переименовав при этом даже прежние модели: так, «Дельфин» на базе «Газели» превратился в «Крученый паныч».

Фирменный «гербарий» пополнился «Маком» – новым междугородным автобусом среднего класса на 35 мест. Среди его особенностей 120-сильный дизель «Дойц», дверь аварийного выхода в заднем торце кузова и… стекла на старых добрых резиновых уплотнителях – приходится экономить… Кризис кризисом, а уборку урожая никто не отменял, тем более что в этом году он обещает быть неплохим. На селян нацелился минский завод: его автопоезд-зерновоз МАЗ-551608-236 не имеет аналогов на рынке Украины. Тягач и прицеп оснащены одинаковыми самосвальными кузовами с боковой разгрузкой объемом по 22 куб. м. и грузоподъемностью до 21 т.

Вне конкуренции и компактный городской автобус-низкопольник МАЗ-206. В экспозиции ГАЗа были представлены вполне обычные на вид «газели». Обновление – под капотом, где отныне прописался ульяновский бензиновый мотор УМЗ-4216 вместо традиционных ЗМЗ. При объеме 2,9 л он развивает 123 л.с. и соответствует требованиям Евро III.Непременная черта SIA – яркие шоу-стопперы и развлекательные программы. В числе первых были шедевры автоаэрографии, боевые вездеходы на огромных пневматиках команды «АТЛ-трофи», лимузины-стретчи с роскошными интимными VIP-салонами и пара слоноподобных пикапов-вседорожников на «зарулевском» стенде.

Ну, а развлекали публику слаломные катания на магистральном тягаче «Скания R480» и показательные выступления Сергея Лукьянчука на эффектно рычащей «Субару-Импреза WRX STi». Выставка получилась насыщенной, живой, интересной. В выигрыше остались и ее участники, и 140 тысяч посетителей, получивших мощный заряд положительных эмоций. Ну и, конечно, организаторы, сумевшие вопреки унылым прогнозам успешно осуществить задуманное.

Интересно: фирма «Добро Авто», не будучи официальным дилером ни одного из автопроизводителей, стала единственным авторизованным в Украине представителем знаменитого тюнингового ателье «Лоринзер»! За такой «Мерседес-ML550» просят примерно ?140 000, причем фирменный обвес и покраска особой матовой краской добавляют к цене около ?10 000. Чип-тюнинг тоже не проблема: например, 3,2-литровому мерседесовскому дизелю запросто добавят в киевском филиале «Лоринзера» почти 40 л.с. и 70 Н∙м. А теперь в «костюм» от этого ателье можно одеть и «Лексус-LS».

«Хёндай-i20» – новое поколение популярного «Гетца», по традиции подросшее: база увеличилась до 2525 мм, а багажник – до 295 л. Правда, i20 сменит предшественника на конвейере не сразу: «Гетц» еще будут выпускать год-другой (дело в том, что новинка будет дороже как минимум на 25%, а для B-класса это весомая разница, особенно сейчас). Уже в базовой версии i20 отлично оснащен: есть и ABS, и 6 подушек. В Украине машина появится к осени. В гамме моторов – три бензиновых (1,25; 1,4 и 1,6 л, 78, 100 и 126 л.с.) и два турбодизеля (1,4 и 1,6 л, 90 и 128 л.с.).

Расширение модельного ряда – залог успеха даже в кризис, считают в корпорации «Богдан». Завод модифицировал своего основного кормильца – маршрутный микроавтобус: версия А093 стала длиннее почти на метр и получила облагороженные пластиковые маски с новой светотехникой. На базе А092 сделали грузовой фургон с высокой крышей, напоминающий по виду советский ПАЗ-3742, прозванный «Пингвином». Бывший автобусный монополист ЛАЗ сдал «Богдану» позиции и по части «большого» транспорта – в Луцке теперь выпускают целое семейство низкопольных троллейбусов с чешской электроникой: 9-, 10- и 15-метровые. Вскоре к ним добавятся и автобусы в таких кузовах, а также сочлененные машины.

SIA без ретроавтомобилей – все равно что Киев без Подола. В этом году традиционную компанию отечественных ветеранов – до блеска отполированных «волг», «чаек» и ЗиМов – пополнили по-настоящему экзотические машины. Например, этот «Кадиллак» выпуска первой половины 60-х.

Международных автосалонов без концепт-каров не бывает! Статус SIA поддержал в этот раз «Хёндай ix-onic» – свежая версия кроссовера «Тусан». Как и в случае с парочкой i20 и «Гетц», прежняя модель уйдет не сразу: ее вместе с нынешней «Элантрой» будут как минимум три года выпускать в Черкассах. В серию ix-onic запустят к весне 2010 года – с минимумом внешних отличий от концепта. Хитроумное по форме стекло пятой двери с изгибами во всех трех измерениях сделано из особого пластика. Светотехника почти полностью на светодиодах, в том числе противотуманки. Базовой машине вряд ли достанутся 21-дюймовые диски, а вот 1,6-литровый мотор с непосредственным впрыском – пожалуйста!

Новый «Пежо-Партнер» есть теперь и в самой комфортабельной пассажирской версии «Тепе». От спартанства предыдущего поколения не осталось следа: «Партнер Тепе» уже не напоминает грузовой фургон, а отделкой не уступает куда более дорогим мини-вэнам. Во втором ряду – три отдельных сиденья-трансформера, которые можно комбинировать, как душе угодно: сделать из любого столик, сдвинуть вдоль, вынуть среднее и, переставив ближе к центру два крайних, получить почти что VIP-места… Уже в базовой комплектации есть ABS и ESP. В числе опций – климат-контроль и панорамная крыша. Цена – от $21 000.

В рамках SIA прошла экспозиция «Автоэксклюзив», основное внимание которой было уделено автомобилям премиум-класса с пробегом. Многие неофициальные импортеры зорко следят за веяниями рынка и быстро переориентируют свой бизнес, не боясь схемы «трейд-ин»: теперь в их салонах – отнюдь не только новые машины. Впрочем, и для тех, кто не приемлет «секонд-хэнд», интересных предложений хватает. Вот, например, суперкар «Ауди-R8»: «всего» за $189 000 и даже, как обещают, без долгого ожидания заказа!

Самая экстравагантная премьера выставки – «Хёндай-Дженезис Купе»: спорт- и люкс-версия представительского заднеприводного седана. Кто бы мог подумать еще лет пять назад, что корейское купе мы будем называть роскошным и восторгаться его дизайном? Да и силовые агрегаты достойные: 2-литровая «четверка» (212 л.с.) и 3,8-литровая V-образная «шестерка» (310 л.с.) с шестиступенчатыми автоматом или «механикой». Машина уже в серии, но у нас появится не раньше зимы. Цену пообещали небывало привлекательную для такого класса – от $34 000.

КрАЗы уже несколько лет помимо длинных цифровых индексов имеют собственные имена: «Бригадир», «Горняк», «Прораб». Новейший из «прорабов» –трехосный самосвал КрАЗ-65055 с 16-кубовым кузовом грузоподъемностью 20 т. В своем классе у машины нет аналогов, в том числе и по цене, так что недаром она бойко идет на экспорт. Мотор – заслуженный труженик ЯМЗ-238, выполняющий теперь нормативы Евро II и III. С 8- или 9-ступенчатой КПП он разгоняет полностью груженую машину до 70 км/ч, расходуя 33 л дизтоплива на 100 км.

В советские времена родилось чудное словцо «барбухайка» – так называли простенькие автобусы на грузовых шасси, сделанные «на колене» мелкими ремзаводами. Но эту элегантную машину так уж точно не назовешь, хоть выпускает ее небольшой Ровенский автозавод на шасси нового «Спринтера». Автобус А305 «Селена» легко принять за настоящий «Мерседес»: он выдержан в фирменном стиле немецкого бренда, да и отделка выглядит достаточно презентабельно. В очень уютном, грамотно спланированном салоне – 21 комфортабельное кресло плюс место для гида, кондиционер, автономный отопитель, телевизор с медиасистемой.

Новинка, она же вершина модельного ряда Дрогобычского завода автокранов – «Силач» КТА-40 на четырехосном шасси КамАЗ. Этот кран способен поднять 40 тонн почти на 30 метров! Компанию ему составили «силачи» чуть меньшего калибра: 18- и 25-тонные автокраны на минских шасси с моторами Евро III и IV.

Красавец тягач «Скания R500» – флагман модельного ряда фирмы. В высокой кабине «Топлайн» не надо пригибаться даже с двухметровым ростом. Обивка сидений – из дорогой натуральной кожи, как в легковых авто премиум-класса. V-образная 500-сильная «восьмерка» соответствует требованиям Евро V. В паре с ней работает «автомат» Opticruise, имеющий 12 скоростных и две «ползучие» передачи. Тягач буквально нафарширован электронными помощниками водителя, включая системы активной безопасности. В Украине эту машину обслужат в любом из 11 фирменных центров компании «Скания Украина», а осенью в Киеве откроется и 12-й, самый большой.

Помните синие чешские фургончики и грузовички-рефрижераторы «Авиа»? Шоферы ценили их за мягкую теплую кабину, шустрый дизель и высокую надежность. Приятно было увидеть на выставке новый, современный грузовик с той самой эмблемой, знакомой с детства! Правда, те первые «Авиа» выпускались по лицензии «Рено», а нынешние – уже «азиаты»: с 2006 года чешская фирма принадлежит индийской компании «Ашок Лейланд». В нынешнем ассортименте «Авиа» машины всевозможного типа (от шасси до спецтехники) грузоподъемностью от 2,5 до 8,5 т, оснащенные 170-сильными дизелями «Камминз». Цена – от ?49 000.

Наконец и в нашей стране появились фирмы по прокату и продаже комфортабельных автокемперов. Харьковская компания «Автокемпер Украина» предлагает домики на колесах на любой вкус: от надстроек на пикапы (например, для «Ниссана-Навара») и компактных раскладных прицепов-палаток до больших трейлеров. Большинство из них, понятно, недешевы, да и нужны хозяевам лишь в теплый сезон, а потому компания дает кемперы напрокат.

Марка «Гроз» воистину интернациональна: название и эмблему придумали в Украине, автомобили же делают в Китае по японским лицензиям. В микроавтобусе «Поларсан» многие сразу узнают «Тойоту-Хайэйс», выпускавшуюся до 2005 года. У нас эту машину предлагают в трех исполнениях: фургон, 11-местный микроавтобус и комфортабельный 9-местный мини-вэн с салоном-трансформером. Моторы – либо 2,7-литровый 90-сильный дизель, либо 2,2-литровый 105-сильный бензиновый. В каждой комплектации есть кондиционер, а в мини-вэне их даже два плюс автономный отопитель. Цена – от 96 400 грн за фургон до 120 800 за мини-вэн.