«Хонда» уверяет: уже через десять лет появятся домашние роботы с интеллектом, достаточным для помощника по хозяйству. Их прототип – Азимо (Asimo) пожал при встрече руку нашему корреспонденту Ярославу Московке. Фото автора.

Ко мне приближается мягкой походкой пластмассовый человечек ростом метр тридцать, по-японски почтительно замирает и плавно протягивает правую руку. Два больших электронных глаза на добродушной, слегка наивной физиономии живо и внимательно следят за мной. Гибкие пальчики аккуратно охватывают мою ладонь. Невольно пячусь, но человечка это не смущает. Уверенно держа равновесие, он делает мелкий шажок вперед, и мы обмениваемся дружеским рукопожатием…

Это Азимо, робот-гуманоид, созданный компанией «Хонда». Его имя, звучащее вполне по-японски, на самом деле английская аббревиатура: Advanced Step in Innovative Mоbility. А еще это буквосочетание было подобрано в честь знаменитого фантаста Айзека Азимова, сформулировавшего почти 70 лет назад три закона робототехники.
«Хонда» с 1986 года занимается созданием роботов, похожих на человека. Самым трудным оказалось научить их ходить. «Хонде» пришлось ставить тысячи экспериментов, чтобы запрограммировать в роботах хитрую механику ходьбы человека.

Первые роботы выглядели, как микроволновая печь на опутанных проводами и обвешанных электромоторами металлических стержнях, отдаленно напоминающих ноги. Лишь в 1996 году робот Р2 обрел более-менее человеческий облик и пластиковый корпус-«костюм». Азимо «родился» в 2000 году, а пять лет спустя появилось его второе, нынешнее поколение.

Робот наглядно и убедительно демонстрирует высокий научно-технический потенциал «Хонды». Вместе с тем он призван служить людям – прежде всего тем, чьи физические возможности ограничены. Его электронный интеллект позволяет различать лица, голоса и предметы, ориентироваться в пространстве, выполнять простые команды. Азимо уверенно шагает и даже бегает (со скоростью соответственно 2,7 и 6 км/ч), поднимается и спускается по лестнице, приносит вещи. Любопытно наблюдать, как он несет в руках поднос с двумя полными стаканами чая, не проливая при этом ни капли. Поднять настроение Азимо тоже умеет – вежливо поинтересуется самочувствием, расскажет о погоде, бодро пробежится по кругу, помашет руками, поклонится и станцует.

Пока что Азимо далеко не самостоятелен: все его действия запрограммированы заранее. Роботу постоянно необходим оператор, командующий им с помощью ноутбука и джойстика. Да и над запасом энергии еще нужно поработать: литий-ионная батарея на спине Азимо «садится» примерно через час, а заряжать ее нужно три часа. Но Азимо постоянно совершенствуется – недаром «Хонда» ежегодно тратит на это почти 200 миллионов долларов.
Жаль, в обозримом будущем Азимо не станет водителем. Недюжинных способностей его «мозга» хватило бы, чтобы освоить управление автомобилем, но… Азимо не умеет сидеть. Однако своему хозяину-автомобилисту он может быть полезен уже теперь – не только подавая гаечный ключ или деталь в ремонтную канаву, но и пересказывая ему информацию, скачанную по встроенному каналу из Интернета.