Сюжет нынешнего чемпионата мира по ралли напоминал не лучший образец детективного жанра. Несмотря на все перипетии, уже в самом начале было понятно, чем все закончится. Вадим Крючков об итогах чемпионата. Фото автора.

ВСЕ ЛИ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ?

Действительно, вряд ли кто-то будет настаивать, что число претендентов на титул было больше двух. Да, среди участников чемпионата много быстрых и талантливых пилотов, но, положа руку на сердце, их шансы побороться за золото выглядели чисто математическими. По существу, в абсолютном зачете минувший сезон стал дуэлью двух заводских пилотов – Себастьена Лоэба, который выступал за «Ситроен», и Микко Хирвонена, защищавшего цвета «Форда». Мало того, и в этом дуэте нетрудно угадать фаворита. Шансы Себа, теперь уже шестикратного чемпиона, выглядели предпочтительнее. Французская команда и ее первый пилот очень сильны, связка «Ситроен»-Лоэб выпекает титулы, как автомат пончики. Шесть раз подряд! Это исключительный случай во всей истории чемпионатов под эгидой ФИА (FIA – Международная автомобильная федерация).
Не сказать, что каждый выигрышный заезд был для Себа легкой прогулкой, но прервать хоть разок череду его побед никому не удалось… И вместе с тем, нельзя закрывать глаза на главную болезнь раллийного чемпионата мира последних лет – отсутствие интриги. Согласитесь, куда интереснее наблюдать борьбу за высший командный титул десятка конюшен и двух десятков пилотов – за личный. Мы же видели одно и то же двенадцать этапов подряд. «Театр одного актера, все билеты проданы!..» Или не все? Угасание зрительского интереса заставило спортивных функционеров прибегнуть к интенсивному лечению WRC.

УСЛУГА-ТО МЕДВЕЖЬЯ

Случай подвернулся за три этапа до финиша, когда все шло к тому, что судьба короны могла определиться досрочно: в подвесках автомобилей французской команды «внезапно» нашли деталь, не соответствующую карте омологации. Ее роль в достижении очередной победы «Ситроена» на этапе, прямо скажем, ничтожна, но, понимаете ли, буква закона есть буква закона!
В любом сложном раллийном болиде можно к чему-нибудь придраться, если поискать с пристрастием. И в подходящий момент. Ладно, пусть «Ситроен» согрешил – получи дисквалификацию! Но цель-то – не погубить, а создать интригу. И функционеры приняли оригинальное решение: «Ситроен» получил ровно столько штрафных секунд, сколько нужно, чтобы победителя выявил последний этап чемпионата в Великобритании. Закон, он и в ралли, как дышло.
Выходит, Хирвонен, который почти на равных боролся с Лоэбом, получил подарок? На мой взгляд, медвежью услугу. Представьте кривотолки: если финн победит – «неудивительно, ведь Себа-то притормозили»! Если Микко проиграет – «умудрился продуть несмотря на то, что Лоэба придержали»… Короче, концовка чемпионата прошла в нервотрепке для обоих претендентов.
А нервы оказались покрепче у опытного француза, что он и продемонстрировал на последнем этапе. В конце первого дня соревнований – 5 секунд преимущества над конкурентом, к исходу второго – тридцать! И такой задел Лоэб удержал играючи.
Нынешний сезон для полнопривод­ных болидов WRC должен стать последним – потом наступит эра автомобилей «Супер 2000». Интрига поменяется, и, будем надеяться, возрастет число претендентов на медаль чемпиона мира. А пока поклонников ралли ждет очередная серия детектива «Лоэб против Хирвонена». Точнее ее назвать так: «Добудет ли француз седьмой титул?».