Глядя на новый «Порше Макан», самое главное – не угодить в заложники стереотипов. «Бэби-Кайен» хоть и меньше прославленного штутгартского кроссовера, но в чем-то вполне может дать ему фору. | Производство Германия. | В продаже с апреля 2014 | От 649 433 грн | Автор: Николай Захаренков | Фото: Porsche AG.

«Женский автомобиль, говорите?» – инструктор, занявший место за рулем, смотрит на меня с удивлением. А я на него – с легкой завистью. Мы встретились на технической презентации «Макана» буквально через две недели после его дебюта. Поэтому журналистов за руль пока не пускают. Зато есть время для каверзных вопросов.
«Да, я уже читал о подобных предположениях ваших коллег, – инструктор запускает двигатель. – Что ж, дамам «Макан» наверняка понравится. Но и джентльмены, поверьте, будут в восторге. Дело ведь не только в разме…» – окончание тонет в реве V-образной 3,6-литровой «шестерки» с двумя турбинами, и «Макан» срывается с места.

porsche-macan_zr-02-14_6

  Дизайн фонарей, полностью светодиодных, навеян моделью «918 Спайдер». В ее стиле оформлены также фары и накладки на пороги.

Небольшой трек на полигоне ADAC недалеко от Дюссельдорфа небогат на скоростные прямики, зато «шпилек» хоть отбавляй. Сперва мы пролетаем короткую трассу с активной системой стабилизации, затем – с полностью отключенной. Череда боковых перегрузок мешает задать следующий вопрос. Но главный ответ уже получен: пусть с пассажирского сиденья все воспринимается ярче, чем с водительского, в умелых руках «Макан» явно способен не на меньшие подвиги, чем «Кайен». И в некотором плане даже претендует на звезду героя.

Тигр с перцем

Наверняка «Макан», чье имя в переводе с индонезийского означает «тигр», выиграет у «Кайена» в плане маневренности. Ведь новичок легче, в среднем, на двести килограммов. Да и более короткая (-88 мм по сравнению с «перцем») колесная база повысит градус веселья при атаке виражей.

porsche-macan_zr-02-14_3

 Кнопками на центральной консоли водитель выбирает один из трех асфальтовых режимов – «комфорт», «спорт» или «спорт плюс»; есть также «офф-роуд» для штурма бездорожья. Дизайн руля позаимствован у эксклюзивного «Порше-918». В таком же стиле будут баранки и последующих моделей.

Есть еще одна деталь, причем немаловажная. «Макан», в отличие от «Кайена», носит обувь разного размера: ширина шин спереди достигает 265 мм, сзади –295 мм. Поэтому корма крепко держится в поворотах, до последнего сопротивляясь заносу.
По разгонной динамике младший братец вполне на уровне старшего – создатели побеспокоились о достойном силовом предложении. Вот что говорят скупые цифры. Самый доступный «Макан S» чуть шустрее «Кайен S» – разгон до 100 км/час занимает 5,4 против 5,9 секунд соответственно. И неудивительно, ведь под капотом новинки – тот же по сути V6 битурбо объемом 3 л, которым щеголяет «Панамера S» и 4S второго поколения (ЗР, 2013, №9), но выдающий 340 л.с.

porsche-macan_zr-02-14_2

 Оптимально распределять мощность помогает 7-ступенчатый робот с двумя сцеплениями PDK (Porsche Doppelkupplungsgetriebe). Встроенная функция «старт-стоп» отключает двигатель при торможении, когда скорость падает ниже 2 км/ч. При движении накатом размыкается связь между коробкой и двигателем, благодаря этому удается сэкономить до литра на 100 км; сцепление включается, лишь только водитель коснется педалей. В минимальной комплектации у «Макана» 18-дюймовые колеса размера 235/60 спереди и 255/55 сзади. Для модели предлагают шесть вариантов дисков – до 21 дюйма.

Что касается мотора на тяжелом топливе, то в спурте до 100 км/час «Макан S Дизель» проигрывает «Кайену S Дизель» 0,6 секунды – результат 6,3 и 5,7 секунды соответственно. Однако правильнее сравнить новичка с «Кайеном Дизель», который без приставки S. Ведь у обоих – один и тот же трехлитровый турбодизель, плод крепкой дружбы с «Ауди». Так вот, в «Кайене» двигатель выдает 245 л.с. и 550 Нм, разгоняя двухтонную машину до сотни за 7,6 секунд, а в более легком «Макане» – 258 л.с. и 580 Нм. Отсюда разница в 1,3 секунды, но уже в пользу новичка.

porsche-macan_zr-02-14_5

 Любопытное техническое решение в духе «Порше» – капот с внутренними каналами для подачи воздуха непосредственно к турбокомпрессорам. Такая конструкция не только эффективно работает – она удобна при плотной компоновке моторного отсека, позволяет выиграть в массе и более безопасна в случае «встречи» с пешеходом.

Как видим, атмосферных движков этот «Порше» не предлагает вовсе. Да и надо ли? Не уверен, что среди покупателей компактных кроссоверов премиум-класса обнаружатся противники турбин. А вот любители с чувством утопить педаль в пол всегда найдутся. Им адресован топовый «Макан Турбо», оснащаемый новым 400-сильным двигателем V6 объемом 3,6 л – компактный кроссовер получил его первым в ряду штутгартских машин. Моторчик вышел родом из уже классического для «Порше» 4,8-литрового V8 (любимая «стартовая точка» инженеров марки в последнее время), утратив в процессе перерождения два цилиндра. Вряд ли стоит сожалеть о такой утрате: расход топлива в смешанном цикле обещан на уровне 9л/100 км. При том, что «Кайену Турбо» самый быстрый «тигр» в разгоне до сотни уступает лишь 0,2 секунды.

porsche-macan_zr-02-14_7

 Пока что для «Макана» предлагают три двигателя. Все – V6, с наддувом, соответствуют экологическим нормам Евро-6. «Макан S» (от 657 202 грн) оснастили 3-литровым бензиновым агрегатом с двумя турбокомпрессорами мощностью 340 лошадей. Под капотом «Макан S Дизель» (от 686 875 грн) – трехлитровая же V-образная шестерка, развивающая 258 л.с. и 580 Нм.
«Макан Турбо» (от 966 021 грн) получил новый 3,6-литровый битурбомотор с давлением наддува до 1,2 бар, выдающий 400 л.с. Этот двигатель сделал «Макан Турбо» чемпионом в своем классе: такой энерговооруженностью пока не похвастает ни один компактный кроссовер. В зависимости от режима движения и температуры двигателя, автомат открывает или закрывает жалюзи на входе в подкапотное пространство. Так удается эффективно использовать набегающие потоки воздуха для охлаждения двигателя и трансмиссии и улучшить аэродинамические показатели.

Да и вообще «Макан Турбо» – чемпион, быстрейший в мире компактный кроссовер: от цифры «100» стрелку спидометра отделяют лишь
4,8 секунды. «Ауди SQ5» с трехлитровым 345-сильным TSFI медленнее, хотя на момент дебюта в начале прошлого года именно SQ5 звался самым быстрым компактным SUV. Времена меняются, и лидеры – тоже.

Настоять на своем

Сравнить «Макан» с кроссовером «Ауди» сам производитель велел, ведь новинка «Порше» построена на той же платформе концерна, что и Q5. У обоих моделей одинакова базовая конструкция передней и задней оси, рулевого управления, а также жесткость кузова на кручение. На этом сходство заканчивается, и начинается разница. Она во всем – в дизайне, настройках подвесок и рулевого, даже в системе полного привода.

porsche-macan_zr-02-14_1

 Традиционно у каждой модификации «Макана» свой цвет суппортов. На версии S они серебристые, увеличенного размера для «Турбо» – красные, а опциональные с керамическими дисками – желтые. За распределением тяги следит электроника. Получая информацию о скорости вращения колес, продольных и поперечных ускорениях и повороте руля, она блокирует межосевую многодисковую муфту, а также управляет задним активным дифференциалом.

Впервые в классе «Макан» получил опциональную пневмоподвеску. Она способна опустить кузов (а значит, и центр тяжести) на 15 мм ниже уровня стальных пружин, или поднять его на 40 мм для езды по бездорожью. На столько же может «присесть» задняя часть «Макана» для погрузки багажа.
В отличие от Q5, где распределением тяги по осям ведает чистая механика (дифференциал «Торсен», соотношение 40:60), в «Макане» использована знакомая по «Кайену» межосевая многодисковая муфта с электронным управлением. Компьютер способен учитывать малейшие нюансы движения и перебрасывать вперед до 100% крутящего момента при помощи конической передачи. Доступна также система Porsche Torque Vectoring Plus, с умом делящая момент между колесами задней оси.

porsche-macan_zr-02-14_9

 Три варианта подвески. Базовый, со стальными пружинами, – штатный для S. Как опцию для «эсок» и стандарт для «Турбо» предлагают систему PASM, управляющую жесткостью амортизаторов. И наконец, редкость для авто этого класса – пневмопружины. «Макан» на таких подвесках может присесть на 15 мм ниже, чем на стальных пружинах, и приподняться на дополнительные 40 мм (максимальный просвет 230 мм). Рулевое управление перешло по наследству от «Ауди». Управляющую программу усилителя переписали под характер «Макана», а также сделали руль острее, изменив передаточное отношение в рейке с 15,9 до 14,3.

Но сколько бы мы ни говорили о серьезной и вполне мужественной технике, первыми владелицами «Макана» в нашей стране наверняка станут женщины. Они выберут «тигра» за яркий дизайн, удобство салона и – главное! – за логотип «Порше». Мужчинам же потребуется время на расставание со стереотипами. Но расстаться с ними придется, ведь размер, действительно, не главное. И прежде всего, когда речь идет об удовольствии не где бы то ни было, а за рулем.

Благодарим компанию «Виннер Импортс Украина» за помощь при подготовке статьи.