Нынче трудно найти в большом городе водителя, который бы не пользовался «пробочным» сервисом интернет-портала yandex.ru (в Украине – yandex.ua) или хотя бы не слышал о нем. Но как удается в режиме реального времени информировать пользователей на дисплеях компьютеров и мобильных телефонов о дорожной ситуации? Докладывают менеджер сервиса Яндекс.Пробки Евгения Гребенникова и аналитик Леонида Медникова.

Начнем с того, что сервис Яндекс.Пробки доступен пользователям четырех стран: России, Украины, Беларуси и Казахстана. В Киеве он стартовал в 2008 году, а сегодня уже охватывает всю Украину – областные центры, Симферополь и Севастополь и другие населенные пункты, которые есть на Яндекс.Картах. Мы у себя в редакции в конце рабочего дня регулярно обращаемся к нему: стоит ли ехать домой или лучше подождать, пока пробки рассосутся?
Если ваш маршрут на карте города окрашен красным, а ждать нельзя, можно поискать зеленые или, в крайнем случае, желтые пути объезда. Но для этого лучше использовать не стационарный компьютер, а мобильный телефон непосредственно в автомобиле, – ведь дорожная ситуация за несколько минут может в корне измениться.
Я спросил нескольких знакомых водителей: «Как бы вы собирали в масштабе города оперативную информацию о пробках?». Предложения были разные – очень дорогие или просто нереальные: специальные наблюдатели на вертолетах и мотоциклах, датчики на перекрестках… Ничего подобного у Яндекса нет: данные поступают от пользователей, число которых перевалило уже за полтора миллиона.
Чтобы стать пользователем, достаточно, имея современный мобильный телефон с выходом в интернет и GPS-приемником, закачать в него бесплатное мобильное приложение Яндекс.Карты. При его установке вам будет задан вопрос: «Хотите передавать информацию о пробках?» Вы вправе отказаться, но у проекта есть убедительный лозунг: «Помоги себе, помоги другим, другие помогут тебе!» И большинство охотно соглашается.
Сигналы от пользователей (вернее, от их мобильников) поступают на сервер автоматически через определенные промежутки времени. Они несут информацию о текущих координатах автомобиля, а значит, позволяют вычислять его среднюю скорость.
Отсюда и цвета картинки на дисплее, которая обновляется каждые несколько минут. При достаточно большой скорости данный участок дороги окрашен в зеленый цвет, а если она падает, становится желтым и даже красным. Пользователь может видеть длину пробки, среднюю скорость на любом участке каждой улицы и соответственно проложить объездной маршрут либо набраться терпения… Есть и оценка ситуации в баллах – как по отдельным участкам (для киевлян с помощью виджета «Пробки на моем маршруте» на главной странице Яндекса), так и в целом по городу. Вот сейчас, в 21:50 субботы, в Киеве 2 балла – «Дороги почти свободны».
Движение на некоторых участках можно увидеть в натуре, кликнув на значке видеокамеры. Сегодня это доступно в Москве, Киеве, Питере, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Таких камер пока немного, порядка трехсот (из них в Киеве – 80). Но, как заверил Евгений Гребенников, их число будет расти.

БУТЫЛОЧНЫЕ ГОРЛЫШКИ

Доступно пользователям и живое общение. Они информируют друг друга в своеобразном чате о дорожных событиях (авариях, ремонтных работах) и об их развитии. А можно и помощь попросить, если возникли проблемы.
«В московских пробках можно познакомиться, жениться и родить ребенка», – написал в сердцах один из пользователей. Евгений выразил надежду, что в киевских пробках такой комментарий не возникнет никогда.
Приятное пожелание. Может быть хорошим тостом. Но шансов, что оно сбудется, немного. Киев по пробкам отстает от Москвы, но опережает Санкт-Петербург, не говоря о прочих городах России и Украины. А оживший после кризиса автомобильный рынок непрерывно усугубляет ситуацию: в этом году ожидается 25-процентный рост продаж по сравнению с 2010-м.
Аналитики Яндекс.Пробок выявили в дорожной системе Киева несколько десятков «узких мест» (их еще называют «бутылочными горлышками»). С этих мест в часы пик и начинаются пробки – из-за сужения проезжей части, сложных развязок и перекрестков, где сливаются несколько потоков машин, несогласованно работающих светофоров и т.п.
Бесценная информация для властей столицы! Притом бесплатная! Но Киевская горгосадминистрация пока не проявила к ней интерес…

Мы задали нашим Яндекс-гостям еще несколько вопросов.

– Сколько человек в вашей команде?
– Сорок пять. Это разработчики сервиса, группа экспертов, менеджеры по взаимодействию с партнерами и по маркетингу.

– Является ли ваш проект коммерческим?
– Для наших пользователей – нет! Потому что мы никогда не брали с них денег и брать не собираемся.

– Но вы несете серьезные расходы – от зарплаты сотрудников до покупки карт и оборудования… В чем ваш интерес?
– Тот, кто удовлетворен Яндекс.Пробками, будет пользоваться и другими сервисами Яндекса. Растет посещаемость нашего портала и соответственно увеличиваются доходы от рекламы (прежде всего на странице с результатами поиска).

– Ваших пользователей не смущает, что за участие в проекте приходится платить мобильным операторам?
– В России мы заключили договор с МТС и Мегафоном о бесплатном трафике для пользователей мобильных Яндекс.Карт. Надеемся, что подобное произойдет и в Украине. С нашей стороны всё к этому готово.

– А зачем операторам это нужно?
– Стимул очень простой: привлечение клиентов! Ведь молодежь активно передает друг другу: «Надо прикупить симку такого-то оператора, потому что у него бесплатный трафик по Яндекс.Картам!»

– Как вам идея оповещать о пробках звоном церковных колоколов? Воспринимаете ее как юмор?
– Вообще-то, конечно, как юмор. Но если пораскинуть мозгами, можно найти в ней рациональное зерно. Почему бы на колокольнях не отбивать пробочные баллы?
(С улыбкой.) Слышишь, допустим, девять ударов – сиди и не выезжай!

Это полезно знать

– Среди «бутылочных горлышек» Киева лидирует перекресток на Почтовой площади, где в утренние и вечерние часы пик можно потерять более получаса. Такие же потери возможны утром при въезде на мост Патона, а вечером – при въезде на Московский мост со стороны Петровки и на развязке «проспект Победы – Воздухофлотский проспект».
– Дороги столицы наиболее загружены по вторникам и четвергам. Самый легкий из будних дней – понедельник.
– В рабочие дни пробки достигают своего пика в 9:00 и 18:50. Самый спокойный промежуток – с 10:20 до 11:00 (люди уже приехали на работу, но еще не разъезжаются кто куда).
– Самые напряженные месяцы – январь (начиная со второй декады) и февраль. С мая до конца августа загрузка дорог наименьшая.
– Киев просыпается в 6:00. А вот в полночь не засыпает – движение замирает лишь к трём часам ночи.