Вопреки опасениям местных автопроизводителей Евросоюз начинает переговоры с Японией о зоне свободной торговли.

Министры торговли стран Евросоюза достигли договоренности о начале переговоров с Японией по созданию зоны свободной торговли. Сторонниками снятия барьеров выступили Британия, Голландия и Швеция, но их инициатива попросить Еврокомиссию начать переговоры с Японией вызвала опасения со стороны Франции и Италии, намеревающихся поддержать своих автопроизводителей в условиях роста конкуренции со стороны японцев. Сейчас в ЕС на импортируемые из Японии автомобили установлена пошлина 10%.

В Париже и Риме боятся повторения ситуации с договором о свободной торговле с Южной Кореей, после вступления в силу которого в июле 2011 года увеличился импорт южнокорейских автомобилей в ЕС. Так, за прошедший год импорт автомобилей из Южной Кореи в ЕС в стоимостном выражении вырос на 53%, в то время как экспорт из ЕС в Корею уменьшился на 4%.

Глава Fiat Серджио Маркионне, который возглавляет также ассоциацию европейских автопроизводителей ACEA, ранее высказал мнение, что Еврокомиссии нужно отложить подписание договоров о свободной торговле, подобных подписанному с Южной Кореей. Он считает, что европейскому автопрому нужно сначала сократить объемы производства и только после этого открывать свои рынки. «Сейчас не время для свободной торговли», — подчеркнул Маркионне.

Как сообщает агентство «Рейтер», Франция, Италия и — в меньшей степени — Германия высказывают сомнения в готовности Токио открыть свой автомобильный и сельскохозяйственный рынки, а также рынок услуг для иностранных конкурентов. Франция и Италия не против переговоров о свободной торговле, но выступают за проверки автобизнеса со стороны Еврокомиссии во избежание роста импорта.

Свои опасения по поводу открытия европейского авторынка высказала и компания Ford. «Вызывает беспокойство тот факт, что Еврокомиссия в условиях серьезного экономического кризиса предлагает начать переговоры с Японией, не дожидаясь, пока там отменят ограничения для европейского автопрома, не связанные с таможенными пошлинами», — говорится в заявлении автопроизводителя.

В Японии существует категория «легких» автомобилей – Kei cars, владельцам которых предоставляются налоговые льготы. Большинство европейских конкурентов не соответствуют жестким требованиям к этой категории и поэтому не могут успешно бороться на местном рынке.