Японцы явно не собираются ссылаться на природные катастрофы, оправдывая снижение продаж. Вместо этого они намерены использовать последствия цунами для экспансии и переносят производство в Северную Америку, чтобы вернуть прежнюю долю рынка и избавиться от бремени национальной валюты.

Обрушившиеся в 2011 году на Японию землетрясение и цунами достаточно сурово прошлись по японскому автопрому. Природная катастрофа наложилась на проблемы финансового толка — слишком высокий курс национальной валюты. В качестве решения японцы выбрали «промышленную эмиграцию».

Согласно публикации в Automotive News. после цунами японские автопроизводители увеличили производство на своих североамериканских предприятиях. В планах Nissan, Honda и других японских автопроизводителей дальнейшее наращивание мощностей на американском континенте. Так, к марту 2014 года Mazda намерена открыть новый завод в мексиканской Саламанке, где будет собираться 50 000 единиц компактов под маркой Toyota.

Другое японское предприятие, которое начнет работу в Мексике, — завод Honda в Селайя. Он также заработает весной 2014 года. У Nissan уже есть один завод в Северной Америке, и вскоре к нему присоединится еще один — все в той же Мексике, в городе Агуаскальентес. Как сообщил босс Nissan Карлос Гон, компания намерена увеличить свою долю на рынке США с 8 до 10 процентов, и расширение производства будет способствовать достижению этой цели. Даже Mitsubishi намерена увеличить производство на своем заводе в Нормал в штате Иллинойс, где в настоящее время собирают модель Outlander Sport. Ее выпуск будет увеличен с нынешних 50 000 до 70 000 автомобилей в год.

Помимо ответа на природные катаклизмы, эти шаги являются прежде всего способом преодолеть трудности, связанные с курсом доллара и делающие экспорт из Японии невыгодным. Перевод производств в страны зоны доллара и евро для большинства японских компаний стал единственным способом сохранить конкурентоспособность своих моделей на внешних рынках.