Два года назад проект «ё-Мобиль» представили
общественности с большой помпой, хотя сразу
было видно: это пустышка, не обеспеченная ни
технологиями, ни даже пониманием того, как
вообще конструируется автомобиль.
Неудивительно, что в обещанные сроки серийные
машины не появились. Михаил Кулешов посетил
испытательный полигон в Минске и оценил
текущую стадию готовности проекта.
Фото автора.

На площадку въезжает закамуфлированный «Сузуки-SX4» – так называемый «мул», на котором обкатывают серийные узлы будущего «ё-мобиля». Силовой агрегат спрятан под огромным кожухом со стилизованной «ё», а логичный вопрос о его происхождении ранее главный конструктор, а теперь, после смещения прежнего руководства, генеральный директор проекта Андрей Гинзбург оставляет без ответа. «Могу лишь сказать, что это восьмиклапанный двигатель иностранного производства, объемом 1,4 л и мощностью около 55 кВт. Скоро мы всё вам расскажем».

Причиной отказа назвать имя поставщика оказалось отсутствие подписанного контракта на поставку, однако Гинзбург заверил, что это всего лишь формальность. На этом секреты закончились, и обсуждение будущего автомобиля приобрело открытый характер.

Концепция осталась прежней: работающий на бензине и метане ДВС приводит в движение генератор, связанный вспомогательной электроникой с двумя мехатронными модулями – в передней и задней частях машины. Несмотря на компактные размеры, каждый модуль состоит из электромотора и редуктора с дифференциалом, непосредственно приводящих колеса в движение, а момент между осями распределяется автоматически в нужном соотношении.

01--_zr01-13

Мехатронный модуль – электрическая трансмиссия, в которой совмещены электродвигатель, инвертор и редуктор. Максимальная мощность – 60 кВт. Момент на валу мотора – 200 Н∙м, на выходе из редуктора – 1900 Н∙м!

В работе над этой системой «ё-Авто» помогала немецкая GKN. Под днищем суперконденсаторы корейского производства, способные заряжаться от рекуперативного торможения. Все эти системы установлены на шасси представленного на полигоне «мула».

Неужели действительно едет? Пожалуй, только на этот вопрос я смогу ответить по окончании тест-драйва. Ах да! Приблизительно удастся оценить и разгонную динамику, ведь «Сузуки-SX4» по габаритам и массе максимально близок к будущему кроссоверу от «ё-Авто». Подвеска и рулевое управление на прототипе остались родные, от японского донора, а шумо­изоляция полностью удалена в процессе интеграции «ё»-агрегатов.

На центральной консоли два дисплея, отличающие интерьер машины от стандартного салона SX4. Верхний – полностью информационный: показывает скорость, уровень заряда батарей, запас хода и температуру. Нижний, интегрированный планшет на платформе «Андроид», играет роль мультимедийной системы, отвечающей за климат, навигацию, воспроизведение музыки и выход в Интернет. На нем же установлен джойстик управления гибридной трансмиссией.

2-sxema-emobile-cp

При разгоне пиковая мощность может достигать 100 кВт. Ровно половину дает генератор, вторую – суперконденсаторы.

Один щелчок вверх – стартуем! С негромким троллейбусным гулом и совсем неожиданной прытью «мул» набирает первые 60 км/ч. Динамика поразительная! Но уже пару секунд спустя заряд батарей истощается – и за дело берется «секретный» ДВС: разгон от 70 до максимальных 130 км/ч длится маленькую вечность.

Впрочем, эти показатели вполне устраивают со­здателей, ведь при езде по городу большего и не нужно, а «ё-мобиль» задуман как подчеркнуто городской. При интенсивных торможениях индикатор заряда батареи стремительно ползет вверх, позволяя некоторое время вновь двигаться на одной лишь электротяге, – настоящий гибрид! Едет! Работает!

К началу лета Гинзбург и его команда обещают любой ценой выкатить на суд общественности «альфа-прототип» серийного «ё-мобиля», причем в готовом кузове – это будет стальной каркас с навесными панелями из ABS-пластика. Еще два года займет подготовка серийного производства, а первый образец сойдет с конвейера весной 2015 года.

Если эти сроки будут выдержаны, а среди покупателей найдутся энтузиасты, готовые приобрести сугубо городской автомобиль по цене более полумиллиона рублей, на горизонте «ё-Авто» забрезжит хоть какая-то надежда. В противном случае доверие к компании пропадет бесповоротно и точки над «ё» будут расставлены окончательно.