Компания Bosch пригласила в Москву журналистов из России, Украины, Беларуси и Казахстана.
Поводом для этой встречи стал двойной юбилей: 125-летие компании и 150-летие ее основателя
Роберта Боша.

Роберт Бош был талантливым и разносторонним изобретателем: именно он создал первый электрический холодильник, первую безопасную систему зажигания для автомобилей и первый в мире электроинструмент – машинку для стрижки волос. Вполне естественно, что деятельность компании, которая носит его имя, тоже исключительно многогранна.
У читателей ЗР бренд Bosch ассоциируется, в основном, с автомобилями. Для компании это действительно важнейшее направление бизнеса: его доля – около 50%. Но даже самому заядлому автомобилисту надо поесть, постирать бельё, повесить полку на кухне (чисто мужская работа) – одним словом, надо жить! Bosch старается удовлетворить многие наши потребности, и недаром слоган компании – Invented for life («Разработано для жизни»).

НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР

Бытовую технику Bosch производит при участии компании Siemens. В Стрельне Ленинградской области создан мощный завод, выпускающий в год более полумиллиона холодильников нового поколения. Они уже экспортируются в Беларусь – вероятно, очередь дойдет и до Украины. На том же заводе делают специально для стран СНГ узкие стиральные машины, которые можно установить в тесной кухне или ванной. А вскоре для «стиралок» будет построен отдельный завод.
В области ручных и измерительных электроинструментов Bosch абсолютный лидер. Он предлагает их и любителям, и профессионалам. В 2010 году продажи бошевских инструментов в странах СНГ выросли на 50%. «У вас любят и ценят хороший инструмент, – комментируют менеджеры Bosch, – но причина успеха еще и в том, что мы выводим на рынок новые продукты с новыми возможностями. Так, мы первыми в мире стали делать электроинструменты с литий-ионными батареями, которые практически не разряжаются при долгих перерывах в работе». Компания гордится своим очень современным заводом в городе Энгельс близ Саратова: до 70% его измерительных электроинструментов экспортируются в Западную Европу с клеймом Made in Russia. Есть в их числе и лазерные («Они позволяют, например, идеально ровно повесить портрет любимой тёщи», – пошутил на встрече с нами полномочный представитель Bosch в странах СНГ Рене Шлегель).
Есть у Bosch и подразделение, специализирующееся на теплотехнике. Диапазон – от систем отопления для частных домов до промышленных котлов, обеспечивающих заводы паром и горячей водой. В России у него много представительств, в том числе на Урале (в Челябинске) и даже во Владивостоке. Еще одно подразделение Bosch разрабатывает и внедряет системы автоматизации. «Клиентов» хватает: ГЭС, доменные печи, буровые установки… И даже цирк в Минске! В его здании смонтировали гидравлическую систему, способную превращать обычную арену в манеж для зверей, каток, бассейн и т.п.

«БОШ» В ПОМОЩЬ!

Вернемся к автомобилям. Bosch построил в Саратове очень успешный завод, производящий свечи зажигания, жгуты проводов и топливные насосы для дизельных двигателей. Часть его продукции используют УАЗ, КамАЗ, Ярославский моторный завод, а многое идет на экспорт. Завод поскромней – по восстановлению стартёров, – но тоже образцовый, работает в Краковце Львовской области. Большие надежды Bosch связывает с продвижением в наших странах автомобильных систем безопасности. Сегодня в России лишь 14% машин С-класса имеют систему стабилизации (ESP), в Украине аналогичная ситуация.
Дальше всего Bosch продвинулся у нас в сфере автосервиса, – в СНГ он открыл уже 430 фирменных СТО, не зависящих от автомобильных импортеров и дилеров. Особенно доволен г-н Шлегель положением дел в Украине: здесь не только быстро развивается сеть станций «Бош Авто Сервис», но и создан центр обучения сервисменов (куда приезжают даже из других стран – например, из Грузии и Армении).
На помощь компании могут рассчитывать и небольшие автомастерские, которых в Украине тысячи. Bosch предлагает им небольшое диагностическое устройство с соответствующим программным обеспечением. Если для мастерской оно слишком дорого, можно просто покупать у Bosch информацию по конкретной модели, получая ее по Интернету. Над внедрением этого варианта компания сейчас работает. «Украина по распространению Интернета превосходит некоторые западные страны, и это очень обнадёживает», – сказал в конце нашей встречи Рене Шлегель.