Марка «Пежо» отмечает в этом месяце 200 лет. Полная история фирмы займет несколько увесистых томов…

*Фото:   Моторы дорожных версий «Пежо-205 Турбо 16» развивали 236 и 319 л.с. Мощность боевых двигателей довели до 432 л.с.

Даже в официальной истории фирмы «Пежо» происхождение нынешней, известной во всем мире эмблемы описано довольно туманно. Наиболее распространенная версия: изображением льва (взят из геральдики родных краев – ЗР, 2010, № 2) метили самую высококлассную продукцию. Так повелось еще в 1850-е, когда компания, образованная в мае 1810-го (именно это событие фирма, а вместе с ней и мы отмечаем в мае этого года), выпускала самые разнообразные металлические изделия, например кофемолки и ножовки по дереву и металлу. До рождения автомобиля оставалось еще три десятилетия.

ПРЫЖКИ ПО РАСЧЕТУ

Львиный характер вполне соответствует многолетней философии «Пежо». Ведь царь зверей не только величествен и грозен. Он еще и выдержан и расчетлив – без толку прыгать и бегать не станет, а если уж наметил жертву, вряд ли упустит. Вот и братья Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо в авантюры не лезли – делали то, что пользовалось устойчивым спросом, стараясь завоевать покупателей не сомнительными новинками, а высоким качеством.
За всю долгую историю компания никогда не изменяла этим принципам. В 1885-м на заводе в Су-Кре стали выпускать набирающие популярность велосипеды. А четырьмя годами позже построили трехколесный паромобиль конструкции Леона Серполле. Машину показали на Парижской промышленной выставке и выставили на гонки Париж–Лион. Паровик дошел до финиша (по тем временам – уже достижение), но Арман Пежо, внук одного из основателей компании и на рубеже веков ее руководитель, понял: будущее – за бензином.
И опять лев не пошел в неподготовленную атаку. Для первого, построенного в 1890 году, автомобиля использовали двигатель Эмиля Левассора, который, по сути, представлял собой уже проверенный, завоевавший неплохую репутацию мотор Готлиба Даймлера. В 1891-м «Пежо» выпустила, как сказали бы теперь, товарную партию – пять автомобилей. В следующем году изготовили 29 машин, в 1894-м – 34. Кстати, модель этого года имела уже стальную раму, водяное охлаждение и 3,5-сильный мотор объемом 1,03 л – передовая для конца ХIХ столетия конструкция.

МАЛЕНЬКИЕ, НО ВЕЛИКИЕ

Вскоре предложение фирмы, как, впрочем, и многих других в те годы, достигло десятка моделей. Но главную тенденцию времени руководство компании уловило абсолютно верно: делать недорогой, доступный многим автомобиль. «Пежо-ВР1», больше известный под именем «Бебе», сделали на основе прототипов малоизвестного еще Этторе Бугатти. Он создал очень интересный маленький автомобиль, однако собственную фирму хотел прославить куда более мощными, быстрыми и дорогими моделями. Двухместный «Пежо» массой всего 350 кг имел вполне взрослый 4-цилиндровый мотор с двумя распредвалами, развивавший 10 л.с. До 1916 года продали 3095 экземпляров. И продавали бы дальше, не помешай война. Впрочем, развитием «Пежо-Бебе» стала модель «Квадрилетт», представленная в 1920-м. Два места в ней расположили тандемом, друг за другом – так в те годы делали, чтобы автомобиль выглядел солидней. Четырехцилиндровый мотор объемом 0,67 л развивал 9,5 л.с. Трехступенчатая коробка передач стояла у заднего моста, а дифференциала для удешевления конструкции не было. На небольших скоростях с этим вполне можно было смириться.

ВСЕГО В МЕРУ

С 1920-х основное направление деятельности фирмы – машины для среднего класса: относительно недорогие, но добротные и достаточно передовые. Такими стали модели 201 и 301. На первой с 1929 года ставили 23-сильный мотор 1,1 л, а с 1934-го – 28-сильный верхнеклапанный агрегат, к созданию которого вновь приложил руку уже знаменитый Этторе Бугатти. «Пежо-301» 1932 года стал первым «Пежо» с независимой передней подвеской. Выпустив 201-ю, фирма закрепила права на трехзначные индексы с нулем посредине. И по сей день продавать машины с подобными обозначениями во Франции может лишь «Пежо».
Делая массовые, приносящие хороший доход автомобили, компания проявляла и полет инженерной мысли. В 1933-м был показан «Пежо-401 Эклипс» – кабриолет с жестким верхом, убирающимся в багажник автоматически – невиданное по тем временем решение! Мало того, такие версии нескольких последующих моделей выпускали серийно и вплоть до 1939 года изготовили около 700 экземпляров – совсем не мало для немассовых модификаций!
В 1934-м стартовал этапный для компании «Пежо-402» с очень привлекательным обтекаемым кузовом и необычными, спрятанными за решеткой радиатора фарами. Машина хоть и не обладала столь оригинальной конструкцией, как переднеприводный «Ситроен-Траксьон Аван», но выглядела привлекательней и успешно с ним конкурировала. Развивая успех 402-го, в производство запустили более демократичные, но очень похожие по дизайну «Пежо-302» и 202. Последний выпускали (с перерывом на вой­ну) до июля 1949 года. На базе моделей 402 и 302 строили спортивные кабриолеты, родстеры и купе, созданные совместно с инженером Эмилем Дарль\’матом. Их снабжали форсированными до 70 л.с. моторами. Перед вой­ной на «Пежо» по заказу ставили полуавтоматические электромагнитные коробки передач «Коталь», экспериментировали с легковым дизелем.
Используя, как правило, уже проверенные технические решения, компания делала порой и смелые шаги. В период оккупации выпускали очень необычные… электромобили. Кстати, через полвека, в середине 1990-х, фирма «Пежо» одной из первых вновь развернула мелкосерийный выпуск электроверсий моделей 106 и «Партнер».
Но вернемся в 1940-е, когда стартовал первый разработанный после вой­ны «Пежо-203». На этой машине применяли коробку скоростей с повышающей передачей, а с 1954-го – полностью синхронизированный агрегат. Очередным прорывом в дизайне стал «Пежо-403» – первый, очень удачный плод многолетнего сотрудничества с ателье «Пининфарина». Итальянским дизайнерам удалось сделать лаконичный, скромный по декору, при этом очень гармоничный и, что не менее важно, «долгоиграющий» с точки зрения моды автомобиль. Дизайн пришелся кстати любому кузову (компания традиционно выпускала широкую гамму модификаций) – от седана и вместительного универсала до изящ­ного кабриолета. «Пежо-403» вошел в историю и как один из первых серийных легковых автомобилей с дизелем. Дебютировала модификация 403D в сентябре 1959-го.
Еще более успешным стал «Пежо-404», выпуск которого начали в 1961-м. Кузова вновь заказали «Пининфарине». На этой модели появилась автоматическая коробка передач, впрыск топлива. Во Франции 404-е делали до 1975-го, а в Африке (последние годы лишь в виде пикапов) – до начала 1990-х. Всего изготовили более 3 млн. экземпляров!

БЕГОВЫЕ ЛЬВЫ

Отдельный том истории «Пежо» – спорт. В далеком 1913-м знаменитый конструктор Эрнст Анри создал для гоночного автомобиля двухвальный 16-клапанный двигатель. Машина с таким мотором, пилотируемая Жюлем Гу, с триумфом выиграла престижнейшие в США гонки Инди-500. Кстати, автомобиль, так и оставшийся за океаном из-за начавшейся Первой мировой войны, послужил основой для первых конструкций прославленного впоследствии американского инженера Гарри Миллера.
Чтобы создать спортивный автомобиль, вновь удививший мир, «Пежо» «взяла паузу» в несколько десятилетий. Зато какая получилась машина! Полноприводный среднемоторный «Пежо-205 Турбо 16», разработанный по инициативе Жана Тодта, как и более поздний «Пежо-405 Турбо 16», причислили к лучшим раллийным автомобилям 1980-х. Трижды машины, ведомые финнами Ари Ватаненом и Юхой Канкуненом, выигрывали ралли Париж – Дакар.
В 1990-е фирма «Пежо» поставляла моторы командам Формулы-1 – «Мак-Ларену» и «Джордану», строила победные автомобили для гонок в Ле-Мане. Ну а совсем недавно выставила на 24-часовые гонки «Пежо-908 HDi FAP» с дизелем V12, развивающим 730 л.с. и 1200 Н.м! Фирме, которая полвека строит легковые дизели, грех было не создать этот агрегат-шедевр.
Концепты «Пежо» последних лет демонстрируют свежий, порой, пожалуй, даже спорный дизайн, смелые технические решения. Но опрометчивых, непросчитанных шагов компания, уверен, делать не станет. Не в львином это характере…


  «Пежо-Tип 4» 1892 года с мотором V2 объемом 1,03 л, развивающим при 400 об/мин 3,5 л.с.

  Маленький «Пежо-Бебе» (1913–1916 годы) оснащали мотором с двумя распредвалами и водяным охлаждением.

  Четырехцилиндровый мотор «Пежо-201» (1929–1937 годы) мощностью 23 л.с. конструктивно похож на «восьмерку» знаменитого спортивного «Бугатти-35».

  Кабриолеты с убирающейся жесткой крышей, первым из которых стал «Пежо-401» (1934–1935 годы), в середине 1930-х произвели фурор.

  «Пежо-402» (1935–1942 годы) оснащали 4-цилиндровым 2-литровым мотором мощностью 55, а позднее – 58 л.с.

  Электромобилей модели VLV во время Второй мировой войны построили 377.

  Первый плод сотрудничества с «Пинин­фа­риной» и первый серийный «Пежо» с 55-силь­ным дизелем – модель 403 (1955–1966 годы).

  «Пежо-404» (1961–1991 годы) во Франции выпускали почти 15 лет с моторами мощностью 53–96 л.с., в том числе дизельными и впрысковыми.

  На необычном автомобиле на базе «Пежо-404» установили 40 международных рекордов для машин с дизельными двигателями.