Над ним добродушно смеялись с момента его рождения: «Какая машина самая бесшумная в мире? «Запорожец»! Когда в нем сидишь, уши коленями зажаты!» Это о первом, «горбатом» ЗАЗ-965.

Завод «Коммунар», бывший комбайновый выпустил первые опытные образцы 50 лет назад.
Производство мотора воздушного охлаждения для украинской микролитражки мучительно осваивал
завод в Мелитополе. Раньше он делал судовые дизели, и вышло, как в басне, – сапожнику поручили печь пироги… Старейший водитель-испытатель ЗАЗа Иван Павлович Кошкин рассказывал мне, что проехать без поломки 120 км от Запорожья до Мелитополя было серьезным достижением. Но за два года, к серийному производству, большинство «детских болезней» преодолели. И «горбатые» во время испытаний ездили даже по пустыне Кара-Кум, где, казалось бы, нечего делать автомобилю с моноприводом, да еще и с «воздушником»!

Первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест не вникал в эти тонкости. Ему было обидно, что об украинском автомобиле ходят анекдоты. И он обязал завод придать «Запорожцу» солидность.

Сделать солидной божью коровку? Абсурд! Возражать, однако, не посмели. На смену «горбатому» пришел «ушастый» ЗАЗ-966 с элементами реактивного самолета в дизайне, увеличенной массой и ухудшенной проходимостью… Но и ему, и «мыльнице» ЗАЗ-968М покупатели были рады.

За 34 года (1960 – 1994) «Коммунар» выпустил больше трех миллионов непрестижных, но недорогих и очень живучих микролитражек. Миллионы людей благодаря «Запорожцу» стали автолюбителями. И многие из них, пересев на современные иномарки, вспоминают добрым словом этот неприхотливый и веселый автомобиль.