Когда речь заходит о любопытных уголках Украины, то первым делом вспоминают о западных краях страны, а вот Восток обделен вниманием. Исправляют это недоразумение Ярослав Московка, Александр Редько и Сергей Торгалов, устремившись на пятидверной «Ауди-А3» в Кривой Рог.

На карте Украины не сыщешь другого города со столь мудреной формой: Кривой Рог растянулся аж на 53 километра, – даже Донецк со своими сателлитами его не догонит. Очертаниями город и впрямь напоминает длинный, причудливо изогнутый рог. Однако назван он так совсем не потому – наоборот, имя города спустя почти два века после его основания удивительным образом нашло отклик в географических контурах.
Как полагается, о происхождении названия Кривого Рога бытует несколько легенд. Кто-то поговаривает, что поселение было основано в середине 18 века славным казаком по прозвищу Рог. После ранения в битве он стал не просто Рогом, а Кривым, да и решил осесть в миру, поселившись у мест слияния двух речек – Саксагани и Ингульца. История, конечно, красивая, но вот незадача: в архивных документах Запорожского коша историки так и не смогли найти ни казака по фамилии Рог, ни зимовника или хутора с похожими прозваньями.
Более правдоподобна версия, подтвержденная еще в 1781 году ученым В. Ф. Зуевым. В 17-18 веках запорожские степи были очень редко заселены – в них с трудом можно было отыскать хотя бы одинокие хутора, не то что крупные селения. И потому казаки давали запоминающиеся названия приметным урочищам, изгибам рек, скалам, озерам, дабы в военных походах они служили ориентирами. Так вот – у слияния упомянутых рек имелся каменный мыс (в языке казаков – рог) изогнутой формы; Саксагань обтекала его вокруг с двумя узкими перешейками – отсюда пошла и «кривизна».

Как закалилась сталь

Тот же Зуев в докладе о своей экспедиции написал про мыс: «Он весь каменной, равно как и берега Саксагани, и состоит из железного шифера, который столь тверд, что к огниву дает из себя искры». Богатейшие залежи железных руд были обнаружены давно, но до конца 19 века считалось, что они трудны для освоения. К 1881 году технический прогресс, наконец, позволил приступить к разработкам месторождений – и невеликое местечко начало превращаться в большой ремесленный город. Сюда съехалось множество рабочих из Курской, Орловской и даже Киевской губерний.

 dsc_3385

При советской власти, разумеется, город развивался стахановскими темпами и стал одним из крупнейших промышленных центров страны. Это дало ему привлекательную инфраструктуру – обилие новых благоустроенных районов, широкие проспекты с удобными транспортными развязками. Оборотной стороной, как водится, стала экология. Как говорят местные, по цвету осадка на белье, вывешенном сушиться на балконе, можно определить, откуда ветер дует. Черные точки – ветер южный, с коксохима; красные точки – ветер северный, с ГОКа…
И тем не менее – дышится в Кривом Роге куда легче и приятней, нежели в Киеве. Ведь город полон буйной зелени, вымыт и опрятен, а также не замучен пробками благодаря гораздо лучше продуманной дорожной сети, чем в столице. Кстати, и состояние дорог здесь впечатляет. На многих улицах с трамвайным движением пути сделаны не хуже, чем в Западной Европе – киевскому Подолу такое только снится…
Архитектурные красоты Кривого Рога, конечно, уступают по зрелищности галицким замкам: здесь царство соцреализма со вкраплениями сталинского ампира. К чести города, все это поддерживается в приглядном виде, в том числе многочисленные зеленые парки и скверы, в которых сквозит дух Союза. Так что за ностальгией по великой стране – сюда прямая дорога.
Главные же достопримечательности дарованы этим местам Природой – как, например, красивейшие каменистые склоны вдоль обоих берегов Ингульца в заповеднике «Скалы имени поселка МОПРа». Это и естественные скальные обнажения, и остатки дореволюционных карьеров. Вдобавок с верхних точек ландшафта открывается роскошная панорама на город. Правда, подобраться к заповеднику непросто, хоть он и в городской черте.
Впечатляют и карьеры железной руды – громадной протяженностью и глубиной (масштаб выработки таков, что огромный БелАЗ, колесящий по одному из уровней карьера, кажется мелкой букашкой), разнообразием оттенков пород. К карьерам можно свободно проехать – раньше были даже обустроенные смотровые площадки. Характерная примета улиц, ведущих к карьерам, – асфальт, красный от осевшей пыли железосодержащих пород, да ржавые лужи.

a3120257_large
Из Киева до Кривого Рога ведут на удивление хорошие дороги, причем очень свободные – никаких трудностей с обгонами. Легкую разбитость можно встретить только на непродолжительных участках под Смелой, а также за Кировоградом. Дополнительной наградой путешественникам станут живописнейшие пейзажи – идиллические долины с голубыми озерами да зелеными полями.

Технология удовольствий

Нашей механической спутницей на Кривбасс стала пятидверная «Ауди-А3 Спортбек». Несмотря на городскую, в общем-то, направленность хэтчбека, для такого забега на не самую длинную дистанцию – то, что нужно: комфортом экипаж оказался ничуть не обделен, если не считать легкой тесноты на заднем сиденье. В угоду пассажирам – приятная отделка, отличная шумоизоляция и неожиданно высокая плавность хода: признаться, на родных ухабах мы предполагали, что подвески «Ауди» окажутся традиционно жесткими, однако же хэтчбек справляется с дорожными невзгодами, не беспокоя обитателей салона тряской.
Водителя же радовал безупречный тандем 180-сильного мотора 1.8TFSI с преселективной коробкой S-tronic. К динамике и оперативности работы КПП вопросов нет: резвости подхвата у «Спортбека», кажется, с двухкратным запасом, даже при обгоне ходом на шоссе. При этом и экономичность на высоте: в городе легко уложиться
в 9 л/100 км, а средний расход за все путешествие составил всего 7 л на «сотню».

img_9445
По-фирменному вкусна управляемость – юркий хэтч с ликующей молниеносностью и готовностью послушен приятно тяжелому, чуткому рулю. Кстати, система бортовых настроек позволяет менять поведение электроусилителя (равно как и мотора с трансмиссией) – на выбор есть четыре общих предустановки, а также возможность отдельной калибровки параметров.
Хотя «Ауди» и «заточена» под остроту водительских ощущений, их того и гляди подвинет на второй план насыщенность машины электронными штучками. Возможности системы MMI почти не имеют пределов – благодаря доступу в Интернет. До самой гостиницы в Кривом Роге нас без заминок довела навигация на основе карт Google, она же автоматически предложила обширный список попутных заправок (с учетом маршрута!), когда под Кировоградом начал заканчиваться бензин. Не проблема – ознакомиться с прогнозом погоды, выяснить расписание самолетов или поездов. Кому-то из пассажиров охота поделиться впечатлениями от поездки в соцсетях – «Ауди» услужливо раздает свой Интернет по Wi-Fi. Эти функции мы уже опробовали на европейских тестах моделей «Ауди» – тем приятнее было убедиться сейчас, что во всей полноте они работают и в украинской глубинке.
Однако на этом фоне показалось странным, что у медиасистемы нет «музыкального» USB-порта: из всех возможных компакт-носителей бортовой оркестр готов сотрудничать только с карточками SD. Поэтому наша флешка с записями отправилась обратно в карман: мы довольствовались радио или же транслировали музыку с телефона через Bluetooth. Кстати, наличие в авто Интернета позволило применить и вовсе хитроумную схему: смартфон, пользуясь Wi-Fi, воспроизводил музыкальные треки со страничек в соцсети и тут же передавал их медиасистеме.
Искать недостатки в «Ауди» насколько трудно, настолько же и легко: возможно, единственный, но существенный минус – экстремальная цена. Наш «Спортбек» с мощным мотором, улучшенной отделкой и набором электронных плюшек потянул на 40 800 евро. В единицах, хорошо понятных криворожцам, это пять с половиной 70-тонных вагонов с богатой железной рудой..

[%GALLERY%]

Audi A3 Sportback 1.8TFSI

РАЗМЕРЫ:
длина×ширина×высота, мм 4310×1785×1425
Колесная база, мм 2636
Колея спереди/сзади, мм 1535/1506
Объем багажника, л 380
Масса снаряженная/полная, кг 1355/1840
Разгон 0–100 км/ч, с7,3
Топливо/запас топлива, л А95/50
Максимальная скорость, км/ч 232
Расход топлива: городской/загородный/
смешанный цикл, л/100 км 7,0/4,8/5,6
ДВИГАТЕЛЬ:
бензиновый, Р4, 16 клапанов, 1798 куб. см,
132 кВт/180 л.с. в диапазоне 5100–6200 об/мин,
250 Н·м в диапазоне 1250–5000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ:
переднеприводная А7
(преселективный робот с двумя сцеплениями).
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:
подвески – независимые, спереди типа «Мак-Ферсон», сзади многорычажная; рулевое управление – реечное с электроусилителем; тормоза – спереди дисковые вентилируемые, сзади дисковые; шины 225/45R17.

ПЛЮСЫ:
 Отличная плавность хода, продуманная эргономика, великолепный силовой агрегат, четкая управляемость, умная бортовая электроника.

МИНУСЫ:
 Экстремальная по меркам гольф-класса цена.