На что ориентироваться при зарядке севшей батареи – на амперы, вольты, часы? А может, довериться электронному интеллекту современных зарядных устройств? Правильный ответ искал Алексей Воробьев-Обухов.

Вот, оказывается, где раздолье для российского (украинского, белорусского) производителя! Конечно, китайские рукодельники не оставили без внимания зарядку аккумуляторных батарей, но и наши без боя не сдаются. Не можем утверждать, что внутри многочисленных российских зарядных устройств все транзисторы-резисторы тоже родные, но дизайн корпусов, переключателей и индикаторов позволяет безошибочно определить родословную прибора. Эта стильная коробочка явно приезжая, а вон тот ящик – точно дитя конверсии и оборонки…
Мы попытались оценить и форму, и «содержание» десяти разношерстных выпрямителей из богатого рыночного ассортимента.

ВСЕ, ЧТО МЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ

Главная функция такого устройства – разумеется, скорейшее пополнение подсевшей батареи независимо от температуры окружающей среды. Поэтому экспертам пришлось часами ждать результатов не только в лаборатории, но и в холодильной камере. В качестве подопытных брали разряженные наполовину батареи 6СТ-55, 6СТ-75 и 6СТ-90, но в нашей таблице для наглядности собрали лишь результаты «приведения в чувство» самого популярного аккумулятора емкостью 55 А·ч.
Вторая важнейшая «опция» зарядного устройства – это, простите, «защита от дурака». То есть автолюбителя, который бесконечно далек от всяких там плюсов и минусов, коротких замыканий и прочей электротехнической премудрости. Конечно, зарядить батарею так, чтобы в ней поменялась полярность, сложновато, но сгорать от неправильного подключения зарядник заведомо не должен. Это варварское испытание проводили под занавес. И правильно сделали: займись мы им в начале серии испытаний, таблица результатов получилась бы короче.
Наконец, нелишней показалась оценка дополнительных функциональных возможностей, которые изготовители решили добавить, так сказать, в качестве бонуса. Например, возможность диагностики генератора и даже… стартера.

КАК ЗАРЯЖАЮТ БАТАРЕИ

Если совсем коротко – электричеством. Но поскольку никто по сей день не знает, что это такое, немного углубимся в подробности.
Аккумулятор можно заряжать «током». Зарядное устройство гонит в батарею ток постоянной силы, численно равный обычно 0,1 емкости, выраженной в ампер-часах. То есть около 5,5 А для 6СТ-55. Плюс метода – возможность полного заряда, минусы – длительность процесса и сильное кипение электролита в конце.
На автомобиле используют заряд «напряжением». Иными словами, на силу тока внимания не обращают, она вначале ограничена лишь возможностями генератора, а это десятки ампер. Регулятор напряжения постоянно поддерживает в бортсети около 14,2 В. В результате сила тока постепенно снижается и при выравнивании напряжения генератора и батареи автоматически становится равной нулю. Этот способ удобен быстротой, невозможностью перезарядить батарею сверх нормы (но зарядить на все 100% тоже не получается), малым газовыделением. В зарядных устройствах в чистом виде применяется редко, поскольку выдать начальный ток 60–80 А они не в состоянии.
Наконец, можно использовать комбинированный метод, начав процесс при постоянном токе и завершив его после набора 85% емкости при постоянном напряжении. Современные устройства переходят с режима на режим автоматически.
Еще один способ подзарядки, использованный в некоторых устройствах, имеет смысл, если автомобиль долго стоит в гараже, оборудованном розеткой на 220 В. Речь идет о компенсации саморазряда, вызванном как утечками в самой батарее, так и током, потребляемым, например, часами, охранной системой, контроллером двигателя и прочими подобными устройствами. В этом случае в батарею постоянно подают ток силой в пару сотен миллиампер либо отслеживают напряжение и при падении его ниже, скажем, 12,8 В производят подзаряд малым током (до 1 А). Ясно, что такому зарядному устройству надлежит быть максимально надежным, ведь его могут оставить работать без присмотра на месяцы.

ГРЯЗНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, или МОЙТЕ КРЫШКУ ПЕРЕД ЕЗДОЙ

Во всех листовках, приложенных к аккумуляторным батареям, изготовители призывают содержать их в чистоте. А некоторые, например Topla, вдобавок советуют очищать и высушивать батарею после зарядки. Логика в этих рекомендациях есть: случайно попавший на пластиковую крышку электролит (это может произойти при интенсивном заряде) активно впитывает влагу из воздуха, в результате поверхность всегда остается чуть влажной.
Мы провели нехитрый эксперимент, наглядно показавший, что грязная батарея будет потихоньку разряжаться и способна после длительной стоянки автомобиля преподнести неприятный сюрприз, отказавшись крутить стартер. Зарядили оставшуюся после одной из экспертиз батарею и подключили вольтметр… к пластиковой ручке. Его показания далеки от нуля, что свидетельствует о протекании тока. То же безобразие творилось на всей крышке.
Повтор эксперимента после протирки батареи слабым раствором соды (ух, как он шипел, нейтрализуя невидимую глазу кислоту!) и сухой тряпкой вернул нули на индикатор вольтметра. Все пришло в норму: пластмасса вновь стала изолятором, как ей и положено!
При желании читатель сам может проверить, насколько чиста его батарея. Один совет: если решите протирать ее содовым раствором, следите, чтобы он не попал в банки с электролитом!