Полуостров Нормандия на севере Франции известен как место высадки союзных войск летом сорок четвертого. Одним из важнейших объектов на освобожденной территории был нефтеперерабатывающий завод в устье Сены близ городка Гравеншон, построенный в 30-е годы. Сегодня это уникальный комбинат, откуда начинается путь масел Mobil по всей Европе. С группой журналистов его посетил Леонид Сапожников. Фото ExxonMobil.

Начну не с комбината, а с компании Standard Oil, которую создал еще в 1870 году небезызвестный Джон Рокфеллер. Она стала на рынке смазочных материалов настоящим Гулливером, и в 1911 году Верховный суд США, руководствуясь антимонопольным законодательством, постановил раздробить ее на 33 части. Два осколка этой империи – Mobil и Exxon – объединились спустя 88 лет в концерн ExxonMobil. Его штаб-квартира находится в штате Техас, а 38 нефтеперерабатывающих заводов разбросаны по всему миру. Завод в Гравеншоне – крупнейшее европейское предприятие концерна. Теперь понятно, почему мы приехали именно туда.
Завод получает нефть из порта Гавр по 40-километровому трубопроводу и производит из нее 1800 (тысячу восемьсот!) наименований продукции. Среди них, в частности, сера. По новым евростандартам в автомобильном топливе и моторных маслах должно оставаться все меньше этого вредного для двигателей и окружающей среды компонента. Поэтому завод волей-неволей стал крупным производителем жидкой серы, востребованной многими предприятиями, – он извлекает ее из нефти до 90 тысяч тонн в год! Есть масса других ценных «отходов» технологического процесса: например, парафин, битум, сжиженный пропан-бутан. А в первых строках списка продукции – бензин, дизтопливо и авиационный керосин (соответственно 3, 2 и 1 млн тонн в год). Но даже их, представьте, на заводе считают чем-то второстепенным. Главная «фишка» здесь – смазочные материалы Mobil и Esso, а среди них – знаменитые моторные масла Mobil 1.

ЧЕРЕЗ ГОНКИ – НА КОНВЕЙЕР

Этот бренд на заводе без ложной скромности называют мировым лидером среди синтетических моторных масел (The world\’s leading synthetic motor oil brand). И охотно объясняют непосвященным, в чем коренное отличие «синтетики» от «минералки». В молекулярном строении базы (основы) масла! В процессе производства «синтетики» образуются молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами. И, самое главное, эти свойства стабильны в самых разных условиях и режимах работы двигателя.
Первое масло семейства Mobil 1, созданное в 1974 году, удивило способностью сохранять текучесть при морозах до –50°С. Вместе с тем оно оставалось достаточно вязким при работе двигателя с большими нагрузками и на высоких скоростях. На новый бренд обратила внимание авиационная промышленность. Mobil 1 с блеском выдержал боевое крещение в реактивных двигателях. Заинтересовались им и автоспортсмены: его использовали в гонках F1 команды Williams и Benetton, одержав десятки побед. Это, в свою очередь, впечатлило именитых автопроизводителей, – Mobil 1 стал маслом первой заливки в автомобилях «Мерседес», «Порше», «Бентли» и «Астон Мартин».
В ExxonMobil подчеркивают, что партнерство с командами F1 – не просто отличная возможность рекламы. Команду McLaren Mercedes, соглашение с которой было подписано еще в 90-е годы, концерн уважительно именует своим технологическим партнером. По сути, болид – превосходный испытательный стенд для масел. Информация, снимаемая с него подвижной лабораторией концерна во время гонки в режиме реального времени, позволяет совершенствовать их химическую формулу. А это важно не только для спортивных, но прежде всего для серийных авто.
Кстати, на заводе в Гравеншоне мы встретились с известными французскими раллистами Ронаном Шабо и Жилем Пийо – наутро они отплывали из Гавра в Буэнос-Айрес на Дакар-2010. Вы догадались уже, какое масло они залили в дизель своей «Тойоты-Прадо»?..

ТУЗ И В АФРИКЕ ТУЗ

Все химзаводы похожи друг на друга: бесчисленные резервуары, путаница трубопроводов… Но в Гравеншоне в глаза бросаются две особенности: удивительная чистота (нас даже переобули на время экскурсии в замшевые ботинки) и высокий уровень автоматизации. Особенно запомнился последний корпус, где заливка масла в пластиковые канистры, накрутка пробок, наклеивание этикеток и контрольное взвешивание происходят без участия человека. Под той же крышей – склад готовой продукции со стеллажами 20-метровой высоты. Невольно думаешь: каково рабочему туда карабкаться? А никаких рабочих здесь нет: расставляет канистры по полкам и сгружает их оттуда на самоходные тележки кран, работающий под управлением компьютера.
В канистрах емкостью от одного до четырех литров масло идет с завода в сети розничной продажи. Небольшим сервисным станциям его отгружают в 20- и 60-литровых канистрах, крупным СТО – в 200-литровых бочках. Ну, а другим заводам – в том числе автомобильным для заливки на конвейере – отправляют в специальных железнодорожных цистернах.
В Гравеншоне производят не только готовые, но и так называемые базовые масла – основу, к которой добавляют присадки. В рецептуре ExxonMobil множество композиций присадок «на разные случаи жизни». Экономисты подсчитали: на другой край Европы выгоднее поставлять из Гравеншона «базу» – и уже там, ближе к потребителю, смешивать ее с присадками. Вот почему Украина получает Mobil 1, в основном, с турецкого завода концерна, а Россия – с финского. Но туз, как говорят преферансисты, он и в Африке туз. А «Мобил» – всюду «Мобил».

ТРИ ВОПРОСА ДИРЕКТОРУ

– В автопарке России и Украины много старых машин. Годится ли для них синтетическое моторное масло с его повышенной текучестью и проникающей способностью? Ведь вероятна его утечка из-за относительно больших зазоров в изношенном двигателе…
– В принципе, это верно. Поэтому мы создали линейку масел Mobil 1 под условным названием «Три возраста» (она уже есть в продаже). Масло New Life 0W-40 идеально подходит для новых авто и для автомобилей с пробегом в хорошем состоянии. Peak Life 5W-50 предназначено для автомобилей на пике срока своей службы. Обычно их пробег от 100 до 150 тыс. км. И наконец, Extended Life 10W-60 оптимально для машин с пробегом более 150 тыс. км.
– Сколько разных присадок в канистре с маслом Mobil 1?
– Обычно пятнадцать–двадцать.
– Не конкурируют ли между собой бренды Mobil и Esso компании ExxonMobil?
– Не конкурируют, а напротив, дополняют друг друга по охвату потребителей. Esso – хороший продукт, но он ориентирован на бюджетный сегмент рынка, а Mobil – на премиальный.

НАША СПРАВКА

Завод в Гравеншоне занимает территорию в 700 гектаров и работает круглосуточно. 80% его технологических операций полностью автоматизированы. Численность персонала – 2400 человек, из которых 340 заняты в производстве масел – моторных, трансмиссионных и промышленных. Ежегодно отсюда отправляют потребителям железнодорожным, автомобильным и водным транспортом до полумиллиона тонн масел.
Завод потребляет примерно столько же электроэнергии, сколько весь портовый город Гавр с его 200-тысячным населением. 40% этой энергии вырабатывает заводская электростанция.