«JCW Кантримен» стал первым полноприводным «Мини», к которому приложило руку ателье Джона Купера. Николай Захаренков не просто познакомился с новинкой на высоте 2020 м над уровнем моря, но и сравнил ее с полноприводными «БМВ». Фото: автора и BMW.

Если раньше кто-то и сомневался, что «Мини» крупно повезло попасть под крыло БМВ, то после знакомства с героем этого рассказа голоса скептиков наверняка поутихнут. Хотя бренд был куплен баварцами вместе со всей Rover Group еще в середине девяностых, всерьез развивать «Мини» немецкие управленцы начали в начале двухтысячных. Зато темп взяли серьезный. Пусть лавинообразное расширение модельного ряда некоторым критикам все еще кажется спорным – покупатели во всем мире исправно платят за «клубманы» и «кантримены». Какой удар для критиков! 

Время подтвердило и верность решения БМВ приобрести сравнительно молодое ателье John Cooper Works. На момент покупки английская компания, строившая спортивную технику, была как раз в том возрасте, когда дети идут в школу. 
Но одного лишь чутья на хорошие покупки маловато будет. Поэтому, надеясь на дальнейший рост продаж «Мини» (в прошлом году их продано на 5,8% больше, чем в 2011-ом), баварцы не забывают прикладывать руки к тому, чтобы мечты быстрее становились реальностью. И «Мини-JCW Кантримен» – лучше тому доказательство. 
 

Само обаяние

В очередной раз увидев представителя «мини»-семейства вживую, понимаешь, за что во всем мире вот уже больше полувека любят детище Алека Иссигониса. Когда-то его попросили построить автомобиль настолько миниатюрный, насколько это возможно. Нынешний «Мини», конечно же, сильно раздался в размерах – 
о габаритах 3х1,2х1,2 м речь уже не идет. Но обаяние игрушки все же осталось, причем как снаружи, так и внутри. Забираешься в салон с забавной формы кнопочками и смешным, огромного размера спидометром по центру приборной панели – лицо само собой расплывается в улыбке. А эти тумблеры-переключатели на центральной консоли? Руки так и тянуться пощелкать ими. Наверное, именно в неповторимом сочетании веселой «упаковки» и серьезной начинки кроется успех марки.    
 
minin-countryman-jcw_1 
 
А в том, что техники БМВ не шутят, сомневаться не приходится – этот истинный когда-то «англичанин» теперь буквально пропитан немецкой рациональностью. Взять хоть тот же спидометр. Его внушительная площадь использована с толком: спидометр стал дисплеем, на который выводится показания системы навигации. Стильные тумблеры из прошлого помогают управлять вполне современными технологиями вроде систем «старт-стоп» и стабилизации. Однако главные новшества тут скрыты от глаз водителя – и тем интереснее.
 

Поделиться с ближним

Это первый «Мини» от ателье JCW, оснащенный баварской системой полного привода. Очевидно, что она отнюдь не лишняя в машине, чей 1,6-литровый двигатель выдает 218 л.с. и 280 Нм крутящего момента – делить такое богатство лучше между двумя осями. Этим-то и занимается система под названием All4, и «JCW Кантримен» стал хорошим поводом рассказать о ней чуть подробнее. Не секрет, что БМВ давненько экспериментирует с 4х4 и апогеем исследований, проб и ошибок стала xDrive – наверное, одна из самых совершенных систем дорожного полного привода в мире. Но xDrive разрабатывалась для изначально заднеприводных машин, а «Мини» – переднеприводный. Отсюда и отличия. 
В самом начале движения, при легком нажатии на акселератор, All4 отправляет минимум момента на заднюю ось. Но уже начиная со скорости 5-7 км/час и вплоть до примерно  140 км/час, когда муфта вновь размыкается (ради уменьшения нагрузки на узлы трансмиссии и экономии топлива), задняя ось во всеоружии. 
Это, конечно, не означает, что полноприводный «JCW Кантримен» трогается с места медленнее, чем переднеприводный – как раз наоборот! Если на старте как следует прижать педаль газа, то All4, уловив изменение ее положения, моментально перекинет часть момента назад, и «Мини» стартует быстро, четко и практически без пробуксовки передних колес. 
 
minin-countryman-jcw_8
 
Сколько момента отправит? Все зависит от дорожных условий, загрузки автомобиля и намерений водителя, которые управляющая электроника распознает по углу поворота руля и наклону педали акселератора. По умолчанию, в идеальных условиях передняя ось получает примерно 60% крутящего момента, задняя – 40%. Но при необходимости (скользкое покрытие под передними колесами либо проявления недостаточной поворачиваемости) назад может уйти более 90% всех 280 Н.м. 
Кроме All4, инженеры БМВ поделились с «Мини» системой регулировки фаз газораспределения: 1,6-литровый двигатель относится к новому поколению моторов, примеривших аналог фирменной технологии БМВ – Valvetronic. 
 

Сильно, но аккуратно 

Как вся эта теория работает на практике? Прогнозируемо хорошо. Двигатель довольно эластичен, что немаловажно: тестовый экземпляр оснащен 6-ступенчатой механикой. Недостатка в тяге нет, если, конечно, не требовать от машины бодрого ускорения уже с тысячи об/мин, выбирая непомерно высокую передачу. В реакциях машины нет ожидаемой резкости – ускорение мощное (7 секунд до сотни), но неожиданно мягкое, как в больших БМВ.
Важно и то, что система стабилизации DSC загодя не паникует: для корректировки курсовой устойчивости изначально используется All4. Только если простым распределением момента по осям не обойтись, ситуацию берет под контроль всемогущая DSC. У нее теперь есть режим DTC, также знакомый по автомобилям БМВ. Нужная штука. Если драйвер не намекнет страхующей электронике, что намерен пошустрить, она и не даст этого сделать: в скользком повороте горной Австрии «Мини» мягко плывет наружу, избирательно притормаживая колеса и «придушивая» мотор. Но одно нажатие тумблера меняет характер автомобиля – и вот он уже готов резвиться, как щенок. Вытянуть машину из следующего поворота газом и идеально точным рулем? Нет проблем. Этот «Мини-JCW Кантримен»» учили ездить опытные учителя. И таки научили.
 
bmw-1
bmw-xdrive

 

Полный привод xDrive

Во время теста «Мини» удалось для сравнения испытать несколько полноприводных моделей БМВ. Система xDrive чуть сложнее, и устроена по-другому – раздаточная коробка здесь работает заодно с фрикционной муфтой и, фактически, составляет с ней единый узел, расположившийся за коробкой передач. Даже базовое распределение крутящего момента здесь – зеркальное отражение системы All4: на переднюю ось приходится 40%, на заднюю – 60%. При необходимости на одну ось может уйти до 100% момента: система в состоянии «переварить до 1400 Нм на X1, а на более крупных БМВ – и того больше. В «команду» xDrive также входит электродвигатель. Он развивает момент всего в 1 Нм и посредством понижающих редукторов с эксцентриком управляет рычагом, который и зажимает пакет фрикционов.
В движении xDrive продемонстрировал мне более быстрые и – главное – более понятные реакции, чем All4, к работе которой нужно приноровиться. И не удивительно: свой полный привод БМВ совершенствует уже больше четверти века.
 
all4_1

 

Полный привод All4

Система All4 вышла простой и легкой. Раздаточная коробка, расположенная у передней оси, не содержит каких-либо управляемых элементов, и оттого карданный вал, на который она передает крутящий момент, вращается постоянно. Кстати, он здесь длиннее, чем в любом из BMW – 2,2 м!
За то, будут ли принудительно крутиться задние колеса, отвечает фрикционная муфта с электромагнитным управлением, разместившаяся перед редуктором заднего моста.
 
1 Приводной вал заднего правого колеса
2 Редуктор заднего моста
3 Задний подрамник
4 Муфта All4 с электромагнитным управлением
 
Благодарим компанию «АВТ Бавария» за помощь  при подготовке статьи. 
 
[%GALLERY%]

Mini Countryman JCW

Размеры:
длина×ширина×высота, мм 4133×1789×1549
Колесная база, мм 2596
Колея спереди/сзади, мм 1527/1554
Снаряженная/
полная масса, кг 1480/1915
Объем багажника (VDA), л 350/1170*
Разгон 0–100 км/ч, с 7,0
Максимальная скорость, км/ч 225
Топливо/запас топлива, л А95/47
Расход топлива: городской/
загородный/смешанный, л/100 км 9,4/6,2/7,4
ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р4, 16 клапанов, 1598 куб. см, 160 кВт/218 л.с. при 6000 об/мин, 280(300)** Н·м при 1900-5000 (2100-4500)** об/мин.
ТРАНСМИССИЯ:
полноприводная; М6 или А6.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска спереди – МакФерсон, сзади – независимая, многорычажная; рулевое управление – реечное с электроусилителем; тормоза спереди и сзади – дисковые вентилируемые; шины 225/45 R18.
* – при сложенных задних сиденьях; ** – кратковременно.