В ГРМ немало загадок. Виктор Слесарев знает правильные ответы.

Кому-то, чтобы считать себя настоящим автомобилистом, достаточно запомнить, где на машине лючок бензобака. Но есть и те, кому хочется знать больше. Сегодня поговорим о газораспределительном механизме, самом простом, без автоматических компенсаторов зазоров – его периодически приходится регулировать. Дело, в общем, нехитрое, но есть в нем подводные камни, не ведая о которых затевать эту работу рискованно.

Детали ГРМ – из разных материалов, да и нагреты при работе двигателя неодинаково. Поэтому зазоры в приводе ГРМ при работе двигателя во много раз меньше, чем при регулировке. Например, там, где на холодном было 0,35 мм, на горячем останется всего 0,01 мм. И хорошо, если останется! Стоит чуть «пережать» клапан при регулировке – и на прогретом двигателе зазор может вовсе исчезнуть. Тарелка клапана перестанет гарантированно садиться на седло – и прогорит. Чрезмерный же зазор будет раздражать своим стрекотом и чреват повышенным износом ГРМ. Регулировка должна быть ювелирной!

Разумеется, у каждого типа двигателя свои зазоры. Как правило, ручную регулировку рекомендуют делать при температуре 15…25°С – как на конвей­ере. Это уменьшает риск ошибки.

ШИРЕ ЩЕЛЬ!

Перед вами схема привода ГРМ. Примем размер А равным 128 мм при температуре 20°С. При нагреве до 100°С он вырастет на 0,25 мм (температурный коэффициент линейного расширения алюминия – около 0,000024 град-1). Зазор при регулировке выпускного клапана DЕ = 0,35 мм. После нагрева головки точка Е поднимется не на 0,25 мм, а примерно на пару «соток» меньше – из-за расширения кулачка. В итоге размер С увеличится со 110,35 примерно до 110,58 мм.

Выпускной клапан сильно нагрет, причем в 110-миллиметровой группе деталей В температуры распределены неравномерно. Тарелка может светиться красным – тут градусов 800 и выше. Стержень в выпускном канале почти так же горяч, но ближе к втулке интенсивно охлаждается, а под толкателем у него всего  градусов 100–120. Изучать это в тонкостях не будем – условимся в прикидочном расчете, что средняя по длине температура равна 450°С. Хотя температурный коэффициент удлинения стали вдвое меньше, чем у алюминия, размер В вырастет со 110 до 110,56 мм. Значит, на работающем двигателе зазор DE уменьшится до величины 110,58 – 110,56 = 0,02 мм, что и показано на рисунке. Но не сочтите это инструкцией – ведь мы «назначали» температуры очень вольно.

При сжатии и рабочем ходе клапаны должны гарантированно садиться в седла, поэтому зазоры в ГРМ не зажимают до нуля. О том, что это случалось, говорят потертости на круглом затылке кулачка. Так, некоторые считают, что при слишком поспешном старте машины после пуска в мороз головка блока прогревается медленней клапанов – и сама кратковременно их «зажимает». Холодным клапанам это ничем не грозит.

Регулировка зазоров «по минимуму» опасна: мотор может услаждать слух мягкой работой, но боится даже легкого перегрева. Прикиньте: уже при регулировочном зазоре 0,33 мм есть риск зажать клапан, особенно если температуры будут еще выше.

Охлаждение выпускного клапана, – непростая задача. Когда он открыт, тарелку и нижнюю часть стержня омывают раскаленные газы. Пока тарелка плотно садится в седло, она отдает ему немало своей теплоты, ведь большую часть времени клапан закрыт. Остальная достается направляющей втулке, маслоотражателю, толкателю и другим деталям привода. Но если зазоры занижены, клапан, начав перегреваться, выберет их до нуля. Рабочая кромка начнет обгорать. Мощного процесса эрозии даже жаростойкие наплавки не выдерживают. Такие ошибки в регулировках ведут к повреждению мотора.

Кстати, первому пуску холодного мотора заниженные зазоры не мешают – в это время компрессия в норме. Но в рабочем режиме клапан начнет обгорать, на пониженных оборотах возникнут перебои, но при их росте потери меньше – цилиндр кое-как работает. При этих симптомах мотор надо немедленно ремонтировать, иначе одной заменой клапана не отделаетесь.

Завышать зазоры тоже не следует: мощность падает, расход топлива и масла растет, а сильный стук клапанов означает, что клапан отскакивает от седла, вибрирует, превращает кулачок в граненый, отчего износ ГРМ еще сильней.

Если температура головки блока отличается от «комнатной» градусов на десять и больше, что бывает при ускоренной регулировке не совсем остывшего двигателя, температуру непрерывно контролируют. Например, при 50°С по сравнению с 20°С клапан с его деталями удлинится меньше, чем головка блока, примерно на 0,05 мм. Настолько больше должен быть и установочный зазор – вместо 0,35 мм потребуется 0,40 мм. Занявшись двигателем, находившимся долго в промороженном гараже, тоже не забудьте о поправках. Пренебречь ими – серьезная ошибка.

При прогреве двигателя от 20 до 100°С зазор 0,35 мм, установленный при регулировке ГРМ, уменьшается более чем в десять раз. В случае перегрева двигателя и его ГРМ зазор может исчезнуть, что станет причиной поломки.

При регулировке зазора на теплом (50°С) двигателе к величине 0,35 мм, отвечающей температуре 20°С, следует добавить еще 0,05 мм.