Что такое Z.E.? Знак Зорро и его возлюбленной (допустим, Евы)? Нет, это Zero Emission – название программы, в рамках которой компания «Рено» создает электромобили. Свои достижения на этом пути она демонстрировала трем украинским журналистам.

Давным-давно, когда у меня еще не было водительских «прав», я вот так же ездил за рулем во сне – плавно и бесшумно. Поворачиваю с набережной на мост, пересекаю Сену… И впрямь похоже на сон! Но расслабляться нельзя: велосипедисты и пешеходы замечают электромобиль в последний момент. Вероятно, в городе ему понадобится дополнительное устройство – имитатор шума ДВС.
С сожалением возвращаю ключ от «Флюенса». Будь это обычный седан, я стал бы по журналистской привычке придирчиво оценивать его дизайн, эргономику и т.п. А тут, представьте, совсем не тянет! Это как в любви: если женщина приворожила, ее веснушки не имеют значения.
«Флюенс» создавался для так называемых развивающихся стран, – на практичном Западе спрос на седаны сравнительно мал. Но на «Флюенс Z.E.» те же французы уже за год до начала производства записываются в очередь. То ли влюбились в него, как я, то ли хорошо просчитали выгоду от эксплуатации…
Практически одновременно с электрическим «Флюенсом», в середине 2011 года, в продаже появится развозной «Кангу Z.E.». Оба электромобиля имеют запас хода 160 км и будут стоить не больше своих бензиново-дизельных аналогов, но… без аккумуляторных батарей. Цена литий-ионных батарей, как известно, сравнима с ценой авто, поэтому дилеры «Рено» будут давать их покупателям электромобилей в аренду за умеренную плату.
«Третьим будешь?» – «Oui! Да!» – ответит маленький «Твизи». Это забавный, но очень юркий электромобильчик для одного-двух человек (пассажир по-мотоциклетному сидит за спиной водителя). Выпускать его «Рено» начнет в конце 2011 года на своем заводе в Испании. Маркетологи компании хотят, чтобы он стоил не дороже
6 тысяч евро (без батарей) и предвидят, что покупателями будут, в основном, женщины.
Еще одним электромобилем от «Рено» станет купе «Зое» с запасом хода 180 км, которое было представлено на последнем Франкфуртском автосалоне в качестве концепт-кара. Его серийный выпуск должен начаться в конце 2012-го. Возникла пикантная ситуация: женское имя Zoe (в переводе с греческого – «жизнь») очень популярно сейчас во Франции. Носительницы этого имени или их родители обращаются в компанию с требованием изменить название электромобиля. «Рено» резонно отвечает, что в данном случае Zoe вовсе не имя, а сокращение слов Zero Emission («нулевой выброс»). Кстати, наши женщины по имени Лада не грозили ВАЗу судом…
А как быть с зарядкой батареи? Ее можно заряжать от обычной домашней розетки, цикл длится 6-8 часов. Хорошо еще, если вы живете на первом этаже, ну а если на десятом?.. Есть другой вариант: станции быстрой зарядки со специальным, более мощным выходом (32 А, 400 В). Их начинают строить на городских стоянках, возле супермаркетов и т.п. Ждать здесь надо 30 минут. Те же, для кого и полчаса слишком много, смогут обращаться в пункты замены батарей: вместо «севших» аккумуляторов всего за три минуты установят заряженные.

УРОК ЭКОВОЖДЕНИЯ

В 2020 году в Европе согласно прогнозам будет лишь 10% электромобилей. Поэтому рано хоронить двигатели внутреннего сгорания – надо делать их экономичнее и экологичнее. «Рено» и здесь европейский лидер: если все автомобили стран ЕС в среднем выбрасывают 146 граммов СО2 на километр пути, то машины с ромбом на передке – 139 г/км. И это далеко не предел: поставлена задача к 2020 году опуститься ниже планки 100, не жертвуя при этом мощностью двигателей.
От конструкторов многое зависит, но не меньше – от самих водителей. «Рено» усиленно пропагандирует экономичное управление обычными автомобилями. Специалисты компании утверждают, что за счет грамотного вождения расход топлива – а значит, и выбросы СО2 – можно намного уменьшить. Нам предложили убедиться в этом на практике.
Сажусь за руль «Рено-Клио» (объем двигателя – 1,2 л). Мой пассажир – Фабиан из Марселя, инструктор школы эковождения – держит на коленях ноутбук со специальной программой. Советует как можно раньше переходить на повышенную передачу, а вместо езды накатом тормозить двигателем (при этом топливо вообще не расходуется). Остановились перед светофором. Фабиан рекомендует выключить зажигание: «Красный сигнал только что зажегся, а наша дорога второстепенная, – значит, стоять тут будем не меньше минуты»… Так мы сделали большой круг по улицам парижского предместья. На финише ноутбук выдал протокол: расход бензина составил 4,9 л/100 км. Заглядываю в данные производителя: для городского цикла заявлены 7,6 л/100 км. Ничего себе разница – больше 35 процентов! После меня тот же круг делает сам инструктор, а я с ноутбуком сижу рядом. Его результат – 4,1 л/100 км!
– Это прекрасно, Фабиан, но у нас в Киеве не получится ездить так плавно и неторопливо…
– У нас в Марселе тоже, – улыбается он. – Но к этому надо стремиться.
Вернувшись домой, я стараюсь по возможности следовать его советам. И мой старый друг «Ланос Спорт» резко умерил аппетит: теперь он потребляет в смешанном цикле примерно
6,5 л/100 км – на литр меньше, чем прежде. Экономия – почти 15%. Это радует. А вредных выбросов соответственно стало меньше. Тоже приятно. Спасибо, «Рено»!