Мы еще постараемся ответить на вопрос: что зажигательнее – «Субару-BRZ» (ЗР, 2012, № 5) или «Тойота-GT 86»? Ведь это два одинаковых автомобиля, но с разными шильдиками. Сергей Воскресенский познакомился с «Тойотой». Фото автора и «Тойота».

Вопрос «зачем?» витает еще с момента появления концепта на Токийском автосалоне в 2009‑м. А может, стоит вернуться к моменту, когда создали «Команду 86», благодаря которой «Тойота» и «Субару» разделили ответственность за программу опытно-конструкторских и доводочных работ.

Ну а дальше, как утверждают пресс-материалы, специалисты первой фирмы взялись за стиль и дизайн, делясь при этом своими технологиями с субаровцами, поскольку те взвалили на себя инжиниринговую часть проекта. Результат – спортивное купе, производимое на заводе «Субару», но в двух лицах.Где логика? Ведь «Тойота» в 2013 году планирует сделать всего 15 тысяч таких машин. Не говоря уже о том, что для нашего уха «би-ар-зет» звучит как-то интересней, нежели затертое «джи-ти», да еще «восемьдесят шесть». Какие уж там традиции, связанные с «Тойотой-АЕ 86»! Кто сейчас вспомнит этот вполне массовый заднеприводный автомобиль? Разве что знатоки-историки. Или это ассоциации с диаметром цилиндра и ходом поршня – 86 на 86? Мотор, кстати, оппозитный, 2‑литровый, 4‑цилиндровый. Чей – сами понимаете.
Естественно, маркетологи сделают свое дело, разведя клоны ценами и комплектациями (например, в GT есть навигация). Инженеры сумеют выпятить даже микроскопические отличия в настройках шасси. Утверждают, что GT 86 немного комфортнее BRZ из-за несколько иных характеристик пружин и амортизаторов. Хотя все равно точки над i позволит расставить лишь очное сравнение автомобилей (кстати, невзирая на сотрудничество, «Тойота» числит BRZ в прямых конкурентах). Главное, и в «Тойоте» этого не скрывают, – огромному концерну нужно что-то яркое, свежее, молодежное, рассчитанное на тех, кто за рулем ценит прежде всего эмоциональность ощущений и никак не может наиграться процессом управления автомобилем. На молодых и не очень, но обязательно энергичных в первую очередь и нацелена «Тойота» с шильдиком GT 86.

ДВЕ СУМКИ И МНОГО ЭМОЦИЙ

Самое время упомянуть интереснейший двигатель: ведь с каждого литра рабочего объема снято по 100 л.с. – без всякого турбонаддува! Отсутствие оного было одним из условий технического задания, а высоких показателей удалось достичь в том числе и за счет новейшей тойотовской системы впрыска топлива D‑4S.
У машины очень низкий центр тяжести, а силовая структура кузова выполнена в основном из высокопрочной стали, капот – из алюминия, толщина крыши и крыльев всего 0,65 мм. Борьба за жесткость, снижение массы и отличная развесовка по осям (53:47) позволили, по утверждениям инженеров, сделать управля­емость GT 86 почти идеальной. А как не отдать должное отличной аэродинамике или досконально переработанной специально для активных водителей 6‑ступенчатой механической коробке передач, дифференциалу повышенного трения «Торсен» в задней ведущей оси! В общем, есть на что обратить внимание. Начнем?
Как ни странно, мое знакомство с GT начинается с багажного отделения: надо же куда-то пристроить дорожную сумку, да не одну. Удивительно, но под одобрительное цоканье языком все легко исчезает в недрах грузового отсека. Спортивное купе с семейным уклоном? Навряд ли. По крайней мере, втискиваться в отформованные профили, скорее имитирующие, чем предоставляющие два места сзади, не хочется даже ради эксперимента. Но багажник достойный, на зависть иным семейным хэтчбекам.
Зато когда практически падаешь на водительское место, о подобных моментах забываешь. Удобнейший, но бескомпромиссный хват спортивного кресла, компактная панель приборов, такой же минимизированный в диаметре, но толстый руль – и великолепная коробка передач, рычаг которой уже сам по себе достоин подражания. Щелк, щелк, влево‑вправо – кажется, одной этой штукой можно играться до бесконечности, получая исключительно положительные эмоции. Их добавляют мягкие пластики вокруг, двухзонный климат-контроль, «авиационные» тумблеры и переключатели.
Неужели не к чему придраться? Вот, нашел! Ремень безопасности вытягивать неудобно: расположен низко и путается все время…

УПРАВЛЯЯ МЕЧТОЙ

Низкий рокот двигателя волнами вибраций пробегает не столько по телу автомобиля, сколько по нервам. Если уж быть придирчивым, то мотору совсем немного не хватает тяговитости на низких оборотах, зато потом следует отлично сбалансированная, моментная середина, и, если немного подождать, зазвучит звонкая, все заглушающая песня, обрывающаяся где-то на 7400 об/мин. Не удивляйтесь: крутильные возможности – одно из условий технического задания для «Команды 86». Поэтому моторов здесь как бы два: один приятно удивляет сбалансированностью характера примерно с 1500 до 4000 об/мин, а другой вмиг заставляет затрепетать душу, стоит тахометру перевалить пятитысячную отметку. К тому же и передаточные числа коробки подобраны соответственно: высшая шестая – абсолютно рабочая. Добавим сверхчуткий руль (передаточное отношение 13:1), собранные и эффективные тормоза, выверенную от и до управляемость. Машина с первых минут знакомства становится продолжением мыслей и чаяний, идеально вписываясь в повороты, но ни на секунду не позволяет отвлечься от дороги. Что там говорилось про более комфортные подвески? В обычной жизни они потряхивают еще как, особенно при проезде «лежачих полицейских». Хотя на хороших покрытиях очень даже ничего. От их плотного и цепкого «держания» дороги не устаешь.
Закрытая гоночная трасса – идеальное место для знакомства. Инструктор поругивает тормоза, – дескать, быстро перегреваются, – и просит не выскакивать на поребрики, ведь машине еще ездить и ездить. «Тойота» наконец-то в своей стихии! Мощный, упругий разгон, безупречная работа коробки – передачи переключаются легко и охотно. И неутихающий азарт от простого и логичного поведения машины.
Вот она чуть накренилась под действием боковой силы, потом плавно встала на дугу, в нужный момент немного подработав задней осью, позволила в легком скольжении прописать задуманное – и вновь разгон, торможение, поворот руля и идеальное следование ему. Здорово! Через несколько кругов начинает как следует получаться, а инструктор машет руками: пора, мол, заканчивать, километров двадцать уже намотали. Жаль, так и ездил бы, пока бензин не кончится!

УЖЕ В ПРОДАЖЕ

Cпортивное и прекрасно оснащенное купе можно купить за $41 710–
47 620. Недорого, особенно если учесть, сколько удовольствия доставляет GT 86 при умелом и аккуратном обращении. Я же, по-прежнему переполненный эмоциями, ловлю себя на мысли: главной цели создатели добились – радости общения этот автомобиль действительно преподнесет немало. А какой именно – «Тойота» или «Субару», – так ли важно?

К ИСТОКАМ

За 50-летнюю историю создания автомобилей, ориентированных на активного водителя, у «Тойоты», конечно, были машины и с задним приводом. Например, «Тойота-Спортс 800» с 2-цилиндровым оппозитным двигателем, представленная еще в 1962 году, выделялась не только компактным кузовом и низким центром тяжести, но и отменной топливной экономичностью; модель достигла немалых успехов в гонках на выносливость. Купе 2000GT с 2-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем, датированное 1965-м, было выпущено тиражом всего-то 337 экземпляров. Зато помогло компании приобрести репутацию производителя спортивных авто. Согласитесь, 2000GT и сегодня выглядит вполне современно. Наверное, именно поэтому та машина вдохновляла дизайнеров нынешнего GT 86.