Проверенные ингредиенты плюс мастерское исполнение – Jaguar показал, как с первого раза сделать действительно классный кроссовер. Автор Николай Захаренков, фото фирмы Jaguar и автора

Вы будете удивлены, но вседорожный первопроходец Jaguar создавался не то, чтобы совсем уж с чистого листа. Возможно ли такое? Вполне, если принять во внимание, что авторы F-Pace не могли позволить себе случайно споткнуться на входе в сегмент SUV, который за следующие четыре года вырастет на 50%. Ставки здесь настолько высоки, что права на ошибку у инженеров Jaguar просто не было.

Сужающиеся к корме стойки крыши, широкие «бедра» и фонари в стиле спорткара F-Type делают кроссовер чертовски привлекательным.
Сужающиеся к корме стойки крыши, широкие «бедра» и фонари в стиле спорткара F-Type делают кроссовер чертовски привлекательным.

Зато был набор свежих, но уже проверенных решений. Карты, которые легко и непринужденно складывались в флеш-рояль – будущий кроссовер. Благодаря им у Jaguar F-Pace есть все шансы стать бестселлером.

Выигрышная комбинация

Прежде всего, это новейшая алюминиевая архитектура iQ. Она дебютировала на Jaguar XE (ЗР  2015, №6) вместе с задней многорычажной подвеской, которую ее авторы зовут интегральной за нечастое сочетание спортивных амбиций с убаюкивающим комфортом. А вот передняя двухрычажка с минимальными изменениями перекочевала в кроссовер со спортивного F-Type.

Кузов на 80% состоит из алюминия. Из стали выполнен пол в задней части, из композита – пятая дверь, из магниевого сплава – передняя поперечная кузовная балка. Всё это хозяйство собрано при помощи 2616 заклепок, 72,8 метра монтажных клеевых соединений и 566 сварных точек.
Кузов на 80% состоит из алюминия. Из стали выполнен пол в задней части, из композита – пятая дверь, из магниевого сплава – передняя поперечная кузовная балка. Всё это хозяйство собрано при помощи 2616 заклепок, 72,8 метра монтажных клеевых соединений и 566 сварных точек.

Затем в арсенале марки появилась усовершенствованная система полного привода – шустрая, тихая и умеющая приспосабливаться к условиям движения. Сперва ее показали на седане бизнес-класса Jaguar XF (ЗР 2015, №10), и показ этот я помню до сих пор. На тестовой площадке, нарочно залитой водой, полноприводный XF так послушно разгонялся и поворачивал, будто все происходило не на дне одной сплошной лужи, а на слегка увлажненном асфальте. Эта же система полного привода, с раздаточной коробкой от BorgWarner (пакет мокрого сцепления и цепная передача до 50% крутящего момента на переднюю ось), установлена в новеньком F-Pace. Разумеется, с адаптацией под более серьезные требования, предъявляемые к городскому вездеходу. Впрочем, городской – не значит беспомощный. Пусть стильные обводы кузова не вводят в заблуждение: клиренс составляет 213 мм, углы въезда и съезда – 25,5 и 26 градусов соответственно. Вырваться из города на волю, в пампасы, для F-Pace не проблема.

Благодаря клиренсу 213 мм и защите картера F-Pace способен уверенно передвигаться по каменистой дороге.
Благодаря клиренсу 213 мм и защите картера F-Pace способен уверенно передвигаться по каменистой дороге.

Как рождалась внешность новичка? Необязательно вспоминать трудно согласуемые буквы и цифры названия концепта С-Х17, пусть даже серийный F-Pace отличается от него лишь ничтожной малостью. Назовем другое имя, которое Джулиан Томсон, ведущий директор по дизайну Jaguar Land Rover, на презентации кроссовера упоминал гораздо чаще: F-Type. Чудесный спорткар поделился с F-Pace основными пропорциями: массивные задние крылья и рельефный капот, который у кроссовера также доминирует над поясной линией. Все это вполне вписывается в любимое высказывание Яна Каллума, шеф-дизайнера Jaguar: «Некоторые автомобили, кажется, стоят на месте даже тогда, когда едут. «Ягуар» должен казаться едущим, даже когда стоит».

Буква? Цифра!

По стилистике оформления кокпита Jaguar F-Pace близок к задиристому Jaguar XE. Козырьки панели приборов и центральной консоли здесь столь же смело, как и в спортседане, вздымаются над горизонтом торпедо, по канонам фирменной стилистики сведенного в яхтин нос. Но ощущение роскоши в F-Pace совсем иного плана, чем в XE. И не только потому, что элементы салона весьма основательны на вид и мягки на ощупь, а прогнуться под нажимающим пальцем отказалась разве что небольшая вставка вокруг приборной панели.

Очень уютный интерьер, комфортные кресла, удобная посадка за рулем – экзамен по эргономике британцы вот уже который раз сдают на «отлично»
Очень уютный интерьер, комфортные кресла, удобная посадка за рулем – экзамен по эргономике британцы вот уже который раз сдают на «отлично»

Дело в том, что салон F- Pace буквально пронизан инверсионным следом электронов и прошит строчками машинных кодов. Здесь собрана полная коллекция свежайшей автомобильной электроники! Начиная с зеркал заднего вида, подмигивающих огоньками системы контроля мертвых зон, а также лобового стекла, зацветающего проекционным дисплеем, и заканчивая возможностью слать автомобилю команды через интернет. Не говоря уже о глубочайшем реверансе перед поклонниками активного досуга. Они получили возможность замыкать двери кроссовера, оставляя ключ в его салоне, и отправляться прыгать, бегать и нырять, а по возвращении открывать автомобиль при помощи специального водонепроницаемого браслета.

Везде поселилась вездесущая «цифра», даже в приборной панели – она цифровая, причем уже в стартовой комплектации. Во-первых, это красиво. Особенно когда переводишь F-Pace в динамичный режим, и спидометр с тахометром меняются местами: последний занимает место по центру и окрашивается в провокационный красный цвет. Можно выбирать оформление панели из нескольких предложенных вариантов. Особенно мне глянулся «минималистичный», оставляющий на приборке лишь стрелки и цифры, на которые они указывают в данный момент – интересный вариант для ночной поездки.

А во-вторых, 12,3-дюймовый TFT-дисплей, который и лег в основу панели приборов, весьма функционален. Можно вывести во всю его ширину картинку навигационной системы, при этом скорость будет отображаться махонькими цифрами внизу экрана, а можно с его помощью науськивать бортовых помощников. Да хоть ту же систему удержания автомобиля в своем ряду. Хотите, она будет служить пассивной сигнализацией, сообщающей о нечаянном пересечении разметки, а хотите – станет активным соучастником, слегка подкручивающим руль для исправления курса. Это лишь вопрос настроек. Как, кстати,  и дистанция до едущего впереди автомобиля, которую F-Pace умеет контролировать, замедляясь и разгоняясь автоматически.

Но вернемся к панели приборов. Кажется, что пользователю  такой продвинутой цифровой доски нет смысла доплачивать за 10,2-дюймовый центральный дисплей системы InControll Touch Pro, которым можно заменить базовый 8-дюймовый экран. Однако это только кажется. Потому что «Proшка» – это не только более красочный отзывчивый дисплей. Это еще и SSD на 60 Гб, а также паутина Ethernet с разгоном до 1 Гбит/с. Шустрый Wi-Fi с одновременным подключением до 8 устройств. Это 25 млн строчек кода – в два раза больше, чем в системах управления современными авиалайнерами. Наконец, возможность увидеть фотопанораму финальной точки маршрута и сконфигурировать режим мехатронного шасси, настраивая по отдельности двигатель, коробку, подвеску и рулевое управление.  А еще широкий экран позволяет запустить электронный секундомер – вдруг кого-то заинтересует время круга? – или наблюдать в хай-резе работу бортовых видеокамер. Всех сразу, пользуясь функцией кругового обзора, или по отдельности. Передняя камера покажет то, что скрыто от глаз водителя за массивным капотом, и даже поможет заглянуть за угол на перекрестке. Можно также выбрать сочетание «вида спереди» и «звука по бокам», когда передней видеокамере ассистируют сонары, отслеживающие препятствия по сторонам автомобиля – например, при движении по узкой каменистой тропе.

Едет и поет

Образ красивого, модного и продвинутого гаджета на колесах находит все больше поклонников и, как видим, первому кроссоверу Jaguar он вовсе не чужд. Однако это не единственная сущность F-Pace. Процент бензина в крови британских инженеров, как мне всегда казалось, чуть превышает среднее по отрасли значение, поэтому мы вправе ожидать и ездовых чудес. Хотя известную поговорку тут не грех и перефразировать, заменив бензин дизельным топливом. Ведь над своими основными конкурентами, которыми в Jaguar видят BMW X4 и Porsche Macan (особенно Porsche Macan!), новенький F-Pace возвышается не только габаритами, но и возможностями трехлитрового дизельного V6. Мощность в 300 лошадок – это чуть выше, чем у Macan S Diesel, и чуть ниже, чем у BMW X4 35d. Но 700 Нм крутящего момента не предложит никто из них. Дизельный V6 у Ягуара F-Pace – пожалуй, самый могучий дизельный V6 в сегменте.

Великолепный голос и компрессор типа Roots 380-сильного двигателя, разгоняющего F-Pace до сотни за 5,2 секунды, наверняка оценят автогурманы. Гляньте на расположение воздухозаборников: F-Pace покоряет брод глубиной в 525 мм
Великолепный голос и компрессор типа Roots 380-сильного двигателя, разгоняющего F-Pace до сотни за 5,2 секунды, наверняка оценят автогурманы. Гляньте на расположение воздухозаборников: F-Pace покоряет брод глубиной в 525 мм

И он просто фееричен! Стрелке тахометра вполне хватает диапазона 2–4 тыс. оборотов, чтобы исполнить все ваши желания. Едва придавишь акселератор – и F-Pace молнией рванет вперед, нежно, но крепко втискивая седоков в спинки удобнейших кресел. Всего-то 6,2 секунды до сотни и максималка в 241 км/час. Двигатель крепко дружит с 8-диапазонной АКПП – единственной и неповторимой коробкой для всех F-Pace на украинском рынке. Осознавая всю важность своего титула, она не запинается ни в тандеме со стартовым для кроссовера рядным двухлитровым 180-сильным дизелем семейства Ingenium, ни в связке с топовым 380-сильным бензиновым V6.

Что он может противопоставить вышеупомянутой дизельной «шестерке»? Секундный выигрыш в разгоне до сотни и… Звук. Стоит лишь перевести автомобиль в динамичный режим, и голос выпускной системы самого мощного бензинового мотора легко пронизывает днище и сиденье F-Pace, миллиардами крошечных иголок вонзается в тело, играет пузырьками шампанского внутри черепной коробки. Такое звучание сделало бы честь любому породистому спорткару, но кто сказал, что F-Pace едет хуже?

По умолчанию 90% крутящего момента приходится на заднюю ось, вот почему на кроссовере Jaguar так весело проходить виражи, по одному и связками. Даже в ответ на грубую провокацию газом и рулем автомобиль не паникует, активируя систему стабилизации, а сперва пытается исправить положение, играя распределением крутящего момента по осям.

«Стильный, быстрый и комфортный, Jaguar F-Pace соткан из новейших достижений бренда и под завязку нафарширован самой современной электроникой»

Стоит вам нарочито широким жестом забросить в сторону изящную корму F-Pace, и максимум через 165 милисекунд половина тяги уйдет на переднюю ось. Если потребуется, то в какой-то момент времени на задней оси может оказаться не более 10% тяги – остальные 90% отправятся вперед, разворачивая нос в сторону выхода из поворота. А ведь Jaguar F-Pace умеет перераспределять крутящий момент еще и между колесами благодаря системе Torque Vectoring – родом также из F-Type, кстати.

Как бы вы не меняли режимы езды, от экономичного до спортивного (в Ягуаре, напомним, он зовется «динамичным»), прирост усилия на руле остается весьма щадящим даже для нежных женских рук. Тем не менее, траекторию можно нащупывать буквально по сантиметру, особенно на кроссовере лимитированной серии First Edition, щеголяющим шинами Pirelli P Zero 265/40 R22 – самые крупные диски в сегменте, кстати.  На шинах 255/50 R20 наш F-Pace не сильно потерял в точности, но существенно выиграл в комфорте. А на базовых 18-дюймовых дисках автомобиль наверняка не растрясет своих пассажиров даже на остатках украинского асфальта.

Jaguar F-Pace plusРаз уж мы потихоньку приближаемся к реалиям нашего рынка, самое время вспомнить о двухлитровом 180-сильном дизеле Ingenium, на который наверняка придется значительная доля продаж. Сперва он впечатляет не столько динамикой, сколько экономичностью – 7-8 литров на сотню. Но если абстрагироваться от возможностей V-образных шестерок (хоть это и непросто, не выходят они из головы!), то окажется, что 430 Нм в диапазоне 1750-2500 об./мин вполне достаточно для шустрой езды, а 8,7 секунды до сотни – весьма неплохой показатель. И ведь с двухлитровым дизелем F-Pace предлагается за вполне удобоваримые, особенно для Jaguar, 1 496 400 грн. Первый кроссовер с котиком на радиаторной решетке определенно этого стоит.

Jaguar F-Pace techБлагодарим компанию «Виннер Импортс Украина» за помощь в организации теста.

ЗаРулем июнь №6 2016