Роберт Бош, открывая в 1886 году в Штутгарте «Мастерскую точной механики и электротехники», вряд ли мог представить, что она превратится в мировую компанию с предприятиями в пятидесяти странах, удивляющую широтой своих поисков и разработок. Ее достижения в России и Украине сравнивал Леонид Сапожников. Фото Bosch и автора.

И швец, и жнец…

Есть у компании Bosch традиция – каждый год… Нет, это не то, о чем могут подумать любители старого фильма «Ирония судьбы» – никакого отношения к баням компания не имеет. Каждый год в конце мая она традиционно собирает в Москве журналистов из стран СНГ, чтобы рассказать о своих новых планах и успехах. После чего отвечает на вопросы пишущей братии из России, Украины, Беларуси и Казахстана.
Интересы компании (а точнее – группы компаний) чрезвычайно многообразны и становятся все шире. Уже восемьдесят лет назад она выпускала топливную аппаратуру для дизелей, автомобильные радиоприемники (первые в Европе!), электрические машинки для стрижки волос, холодильники… Bosch и ныне в числе мировых лидеров по разработке и производству автомобильных систем и компонентов, электроинструментов, бытовой техники – но не только! Компания давно и успешно создает термотехнику, производящую тепло, пар и горячую воду (каюсь, я был не прав: к баням Bosch тоже имеет прямое отношение!). В небольшой статье нет возможности перечислить всю продукцию Bosch – от современного автосервисного оборудования и новых автомобильных систем безопасности до упаковочных технологий для кондитерских и фармацевтических фабрик. Берется Bosch и за уникальные проекты: так, недавно его специалисты реконструировали Большой театр в Москве – в частности, механизировали его сцену…

tt_new

 Так будет выглядеть новый завод в Самаре по выпуску автокомпонентов. Площадь этого корпуса – 28 500 кв.м, а всей заводской территории – 20 гектаров.

При всем этом, как подчеркивалось на пресс-конференции, одним из главных приоритетов компании являются экологически чистые и энергосберегающие решения. Модная фраза? Да, конечно, но у Bosch за ней стоят реальные дела.

Wolga, Wolga, Mutter Wolga!

Яркий пример – городок Нариманов в Астраханской области, в низовьях Волги. 12 тысяч жителей. Более трехсот солнечных дней в году. В таких местах делать ставку на газ расточительно и просто неразумно. Bosch внедрил там для населения систему горячего водоснабжения, использующую 2200 солнечных коллекторов. За этот пилотный проект компания получила премию Российско-Германской внешнеторговой палаты.
Интересно, что автомобильные проекты Bosch в России тоже внедрены в Поволжье. Тянет немцев к этой русской реке! И если с мирными, созидательными целями, как у Bosch, это надо только приветствовать…
Bosch давно имеет заводы по выпуску автокомпонентов в Самаре
и Энгельсе (столице довоенной Республики немцев Поволжья).
Производимые там изделия – например, свечи зажигания – хорошо известны и доступны в Украине.
Этой осенью в Самаре начнут строить новое производство на 750 рабочих мест. С 2015 года там будут выпускать высокотехнологичную продукцию
для легковых автомобилей: ABS и ESP последних поколений, системы управления шасси, стартеры и генераторы новой базовой линии. При этом
уровень локализации превысит 30%, т.е. примерно треть используемых деталей и материалов будут российскими.

bosch-5

 Электронные балансировочные стенды Bosch просты в эксплуатации и имеют широкий набор программ для высокоточной балансировки автомобильных и мотоциклетных колес.

Завод автокомпонентов в Энгельсе тоже расширит ассортимент продукции. Ему доверят производство таких, например, изделий, как электронный модуль педали акселератора и кислородный датчик.
А совсем недавно, 6 июня 2013 года, в Энгельсе торжественно заложили первый камень на строительстве завода термотехники. Этот завод будет выпускать промышленные и бытовые водонагреватели для России и соседних стран, в том числе для Украины.

Диалог с президентом

К сожалению, в Украине Bosch пока не может похвастать впечатляющими успехами. Его единственный завод в Краковце Львовской области работает очень качественно, но не производит ничего нового,– он восстанавливает поступающие из Европы «бэушные» автомобильные стартеры и генераторы.
Кстати, потом их не реализуют в Украине, а возвращают в Германию и другие страны ЕС – убедительное подтверждение качественной работы завода.
Приятно, конечно, что Bosch участвовал в реконструкции киевского стадиона «Олимпийский» к Евро-2012, внедрив там свои системы видеонаблюдения и предоставив фирменный электроинструмент. Неплохо вроде бы звучит и цифра бошевских продаж в Украине: 65 млн евро в 2012 году. Но в России сопоставимую сумму – порядка 50 млн евро – Bosch получил только за оснащение своим оборудованием объектов сочинской Олимпиады-2014. А на очереди у наших российских соседей Универсиада 2013 года, чемпионат мира по футболу 2018-го и всемирная выставка «Экспо-2020», ожидаемая в Екатеринбурге.
– Каждое такое мегасобытие дает мощный импульс экономике страны и нашей работе там, – сказал президент и полномочный представитель группы компании Bosch в странах СНГ Герхард Пфайфер. – В Украине после чемпионата Евро-2012 я других подобных событий не вижу.
Под напором украинских журналистов господину Пфайферу пришлось непросто. На вопрос, будут ли расти инвестиции Bosch в Украину, он ответил, что для этого необходима стабильность национальной финансовой системы, а также уверенность, что местные контрагенты будут выполнять свои обязательства. Тут же, естественно, посыпались вопросы:
– Вы считаете гривну нестабильной валютой?..
– Кто в Украине не выполнил свои обязательства перед Bosch?..
– Я не сказал, что эта ситуация типична для Украины, – дипломатично уклонился от ответа г-н Пфайфер. – Я просто назвал условия, необходимые для наших инвестиций в любой стране.
Корреспондент ЗР спросил:
– Как продвигаются в Украине автомобильные системы безопасности от Bosch? Обращались ли к вам украинские автопроизводители с целью использования ABS и ESP?
– Да, такие переговоры идут,– ответил г-н Пфайфер. – Пока они упираются в стоимость доработки украинских автомобилей под установку наших систем. Но мы надеемся найти взаимовыгодное решение этого вопроса.
– Можно ли назвать автопроизводителей, с которыми ведутся эти переговоры?
– Назвать можно, но мы этого не сделаем, потому что не делаем такого никогда.
– Чтобы не сглазить?
– Нет, это наша политика. Наши отношения с клиентами имеют частный характер, а говорить о частных отношениях публично мы не считаем возможным.
Вот такой у нас получился
диалог. Остается догадываться, какой украинский автопроизводитель нацелился на бошевские системы безопасности и насколько его намерения серьезны…
Все же некоторую конкретную и утешительную информацию мы получили. Bosch намерен ежегодно открывать в Украине 20 автосервисных станций (для сравнения: в России – 60). А кадры для СТО готовит в Киеве учебный центр Bosch. В нем осваивают фирменные технологии сервиса специалисты не только из Украины, но также из республик Закавказья.

Почти по менделееву

«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие», – говорил Дмитрий Иванович Менделеев. То же самое хочется сказать и о компании Bosch. До наших, украинских дел ее руки по-настоящему еще не дошли, но это значит, что все впереди.

[%GALLERY%]