Большие кроссоверы Volvo поделились с компактным XC40 большей частью своего богатства и таким немудреным образом вывели его в люди. Впрочем, своих хитростей у новичка тоже хватает. Автор Николай Захаренков, фото автора и фирмы Volvo

Если проводить аналогию со смартфоном, то Volvo XC40 – почти флагманская по некоторым показателям модель, но с меньшей диагональю экрана. Такую удобнее держать в руках, то есть использовать в городе и, разумеется, она доступней по цене. Правда, не так, чтоб принципиально: XC40 дешевле XC60 с аналогичными моторами примерно на 130 тысяч гривен. В общем, все, как со смартфонами. Зато, если говорить о «производительности железа», то XC40 просто «летает»: до сотни машинка разгоняется быстрее, чем XC60 с аналогичными двигателями. И предлагает кое-что, чего не получить даже в XC90. Впрочем, обо всем по порядку.

Против правил

«Это совершенно новый для нас сегмент, и абсолютно новый для Volvo тип автомобиля. Можно было либо сделать его традиционным, либо выбросить сборник правил и создать что-то абсолютно новое!». Робин Пэйдж, вице-президент по дизайну Volvo Car Group, делает особый акцент на новизне. Вы уже, конечно, поняли намек: люди из Volvo решили выбросить сборник правил.

Volvo XC40Очевидным это становится, лишь когда смотришь на бочок XC40. Точнее, на его задние двери, в которых металл неожиданно отвоевал у стекла внушительную часть пространства. В результате часть двери сливается с задней стойкой, и последняя выглядит непривычно массивной. А ведь ее чаще изображают невесомой…

«Сделай мы так же – были бы как все! – объясняет Андерс Гуннарсон, главный по дизайну кузова XC40. – К тому же в случае двухцветного кузова стойка не выглядит тяжеловесной, а я уверен, что покупатели предпочтут именно такой».

Volvo XC40 двухцветен по умолчанию лишь в старшей комплектации, а в базовой за крышу белого цвета нужно доплатить 16,4 тыс. грн. И тогда будете смотреть на свой XC40 глазами Андерса Гуннарсона. При этом спереди и сзади новенький кроссовер – типичный Volvo: светодиодный молот Тора в фарах, вытянувшиеся вверх фонари. Двухцветный кузов, пожалуй, единственная вольность в облике XC40. Он серьезен, словно малыш с учебником квантовой физики в руках.

Кроха-великан

Volvo XC40 Определение «компактный» в случае Volvo XC40 относительно: практически по всем габаритам он опережает конкурентов. Это заметно снаружи, и это сполна ощущается в салоне, который весьма просторен. Даже в случае опциональной стеклянной крыши с люком она не давит на макушку, и тонкие передние кресла – колыбель комфорта – не стесняют колен задних седоков.  Салон выполнен преимущественно из мягких, приятных на ощупь материалов. Любуясь ими, ни за что не скажешь, что большая их часть – продукт вторичной переработки. Европа. Экология. Отмечу также отличную шумоизоляцию салона, позволяющую пассажирам общаться вполголоса даже на высоких скоростях.

Женские ручки

Где здесь место для смартфона? А если он разрядится? И куда мне деть сумочку? Или обертку от шоколадки? А ноутбук что, на коленках держать? Пока мужчина будет сверять цифры разгона и расхода со своим представлением о прекрасном, женщина задаст сама себе или оказавшемуся поблизости несчастному продавцу-консультанту тысячу насущных вопросов. И будет тысячу раз права! Действительно, автомобиль ведь не только секунды и литры, как и квартира – не просто метраж. Важна и планировка, и обстановка. А кто разбирается в этом лучше женщин?

Volvo XC40
И панель приборов, и центральный дисплей с навигацией Sensus кроссовер XC40 получил в подарок от старших моделей.

Луиза Ачиба, бренд-менеджер моделей 4-й серии Volvo Car Group, и ее команда могут гордиться собой. Потому что, глядя на салон XC40, я прихожу к очевидному выводу: сделано женщиной – значит, сделано с умом. Этот кроссовер построен вокруг человека и для человека, какого бы пола он ни был. Ведь все мы сперва тащим в машину смартфон и ноутбук, а потом думаем, как бы их разместить – понадежнее, но чтоб под рукой. Проливаем на себя кофе и, чертыхаясь, беремся решать проблему чистых и грязных салфеток – где взять первые и куда деть вторые. И время от времени с жалостью глядим на собственное портмоне, распухшее от всевозможных дисконтных карт. Дома их не оставишь – тут же понадобятся, как назло.

Жить со всем этим в XC40 намного проще. Потому что сумку вешаем на крючок, откидывающийся из крышки перчаточного ящика. Смартфон ложится в нишу на консоли, оснащенную беспроводной зарядкой. Ноутбук пристраиваем в карман двери – ради этой высокой цели, кстати, дверные карты лишились динамиков. Чистые салфетки тянем из-под подлокотника, а грязные отправляем почти по тому же адресу: здесь есть съемная корзина для мусора! На приборной панели нашелся даже слот для дисконтных карт на топливо – зачем таскать их в кошельке?

SPA и CMA

Volvo XV40 создан на совершенно новой платформе CMA – Compact Modular Architecture. Тем не менее, компактный кроссовер получил очень многое от моделей, построенных на платформе SPA. Это двухлитровые двигатели, система полного привода на основе муфты BorgWarner 5-го поколения. И в салоне эхом отдается «привет от старших»: цифровая приборная панель диагональю 12,3’’, центральный 9-дюймовый дисплей с навигацией Sensus. Та же лаконичная консоль, тот же руль.

Мягкость и азарт

А вот подвески новы. Спереди установлены стойки МакФерсона вместо двойных рычагов, сзади – новая, более компактная многорычажка. Пневматических стоек XC40 не предложит даже за доплату – только стальные пружины. Чуть позже появятся адаптивные амортизаторы Four-C, и ездовые режимы системы Drive Mode будут влиять не только на руль, акселератор, коробку передач и климатическую установку, но и на жесткость подвески. Впрочем, ее можно выбрать уже сейчас, только раз и навсегда: XC40 в комплектации Momentum предлагает на выбор подвеску Dynamic (по умолчанию) либо Sport (7,3 тыс. грн), а оснащение R Design предусматривает только второй вариант, но уже без доплат.

Главная добродетель подвески Dynamic, несмотря на динамичное название – это комфорт. Разумеется, оценить его степень в окрестностях Барселоны непросто: несмотря на волнения в мятежном регионе, танки там для выяснения отношений никто не применял, и дороги остались гладкими, как яйцо. Но я сбился с маршрута и угодил в маленькую деревушку с асфальтом, через который к свету пробивались древесные корни. Признаться, был так рад обнаружить такой «спецучасток», что проехал его на хорошем ходу несколько раз подряд – для надежности.

Volvo XC40 Зря потерял время: подвеска неизменно классно обрабатывала ухабы! Даже сказал бы, что не по классу умело. Ведь ощущение, когда все дорожные потрясения остаются где-то далеко внизу, словно беснующиеся в глубоком ущелье волны, знакомо в основном пассажирам тяжелых огромных внедорожников.

Да, у этой перинной мягкости есть и обратная сторона: в поворотах XC40 в комплектации Momentum покачивает боками и на поворот руля реагирует без того энтузиазма, которым меня воодушевила спортивная ходовая. Она получила однотрубные амортизаторы в задней подвеске, другие пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости – в целом, по словам инженеров, вышло примерно на 10% жестче. Увы, на кроссовере в комплектации R Design я на свой «спецучасток» уже не попал. Но не мог отделаться от ощущения, что в комфорте версия R Design теряет меньше, чем приобретает в управляемости. Да и клиренс остаётся неизменным: те же 210 мм.

Спокойствие и буря

Дизельный двухлитровый D4 мощностью 190 л.с. легко уносит вперед на довольно высокой волне крутящего момента – 400 Нм. Технические характеристики говорят, что она поднимается с 1750 оборотов, но на практике ускорение становится ощутимым примерно с двух тысяч. До этого момента дизель флегматичен и вряд ли порадует любителей резвых стартов.

Volvo XC40
Пока у XC40 всего по два. Пара комплектаций, Momentun и R Design, два мотора, Т5 и D4, две подвески, Dynamic и Sport. И два цвета крыши на выбор: белый и черный.

А вот 350 Нм бензинового Т5 того же объема честно начинаются с 1800 об/мин и заканчиваются чуть ли не у красной зоны тахометра. Задорный движок, и с ним XC40 разгоняется до сотни за 6,5 секунд – прекрасный результат для компактного кроссовера. В смешанном журналистском цикле, который далек от размеренной ежедневной езды, бортовой компьютер дизельной версии показал средний расход в 8,2 л/100 км, бензиновой – 11,4. При том, что коробка у всех – автоматическая, 8-ступенчатая. И довольно шустрая, кстати.

С апреля следующего года можно будет заказать Volvo XC40 с полуторалитровым трехцилиндровым дизелем D3 мощностью 150 л.с. и с двухлитровым бензиновым Т4 (190 л.с.). Они могут сочетаться как с передним, так и с полным приводом.

Еще чуть-чуть

Первые XC40 клиенты получат в начале марта 2018 года, а по состоянию на начало декабря 2017-го компания собрала уже 27 тысяч заказов по всему миру. Заказы в Украине тоже открыты. Полноприводная версия кроссовера с дизелем D4 в комплектации Momentum оценена в 1 402 272 грн, а R Design в 1 505 891 грн. Цены на Volvo XC40 с бензиновым T5 – 1 444 747 грн и 1 548 365 грн соответственно.

Благодарим компанию «Виннер» за помощь в организации тест-драйва.

ЗА РУЛЕМ №01 2018