Не успел глава Укравтодора Александр Малин озвучить грандиозные планы по реформированию дорожной отрасли, как его на этом посту сменил другой одессит — Сергей Подгайный.

О том, как свеженазначенный руководитель главного дорожного ведомства страны собирается ремонтировать дороги, имея только 36% от минимально необходимых средств, он поведал в пространном интервью агентству ЛІГАБізнесІнформ.

Главной причиной плохого состояния украинских дорог, по мнению Подгайного, является несоблюдение межремонтных сроков и недобросовестность компаний-перевозчиков, тяжеловесные транспортные средства которых наносят наиюольший урон дорожному покрытию. Сегодня в Украине только 3% автодорог общего пользования содержатся с соблюдением всех межремонтных сроков. В основном это дороги, капитально отремонтированные в последние 10 лет.

Всего же дорожная сеть, обслуживаемая Укравтодором имеет протяженность в 170 000 км — 80% наших дорог построены в 60-70 годах прошлого столетия из расчета нагрузок 6-10 тонн на одиночную ось. Сегодня этот показатель почти вдвое больше — максимальная нагрузка составляет 10-13 тонн на одну ось. И при этом пятая часть тяжеловесных транспортных средств передвигаются с перегрузом в 20-40%.

Средняя стоимость капитального ремонта 1 км дороги первой категории — 28-32 млн грн., а в госбюджете на проведение капремонта нет. Из-за постоянного недостатка финансирования единственный способ сохранить основную часть дорог — регулярный ямочный ремонт. Он временно защищает покрытие от разрушений.

Всего в этом году прогнозируется поступление 16,9 млрд. грн. в дорожный спецфонд госбюджета: из них 11 млрд. грн. планируется направить на погашение кредитных обязательств Укравтодора, а 2,5 млрд. грн. в качестве субвенции пойдут местным органам власти на развитие коммунальных дорог. Таким образом, фактический объем финансирования дорожной отрасли в 2014 году составит всего 3,2 млрд. грн. Если из этой суммы исключить долги перед подрядчиками (за работы, выполненные в прошлые годы) и средства, предусмотренные на софинансирование инфраструктурных проектов за счет Международных финансовых организаций (МФО), остается 2,6 млрд грн., тогда как минимальная потребность — 6,7 млрд. грн.

В этом году продолжится строительство мостов и путепроводов (за бюджетные средства), в частности автомагистрали через Днепр в Запорожье, а также на обходах городов Днепропетровска и Рени. За счет иностранных инвестиций продолжится ремонт на автодорогах М-01 Киев — Чернигов — Новые Яриловичи, М-03 Киев — Харьков — Должанский на обходе города Лубны, М-05 Киев — Одесса, Н-01 Киев — Знаменка и Р-02 Киев — Иванков.

С МФО достигнута предварительная договоренность по ремонту дорог М-05 Киев — Одесса (на участке Белая Церковь — Кривое Озеро) и М-01 Киев — Чернигов — Новые Яриловичи (на участке Кипти — Новые Яриловичи). Также запланировано проведение капремонта дорог М-03 Киев — Харьков — Должанский (на участке Полтава — Харьков и Р-52 Решетиловка — Днепропетровск).

Кредитный портфель Укравтодора составляет 40 млрд грн. На текущий и следующий год приходится пик долговой нагрузки — кроме самих кредитов есть еще и обязательства по их обслуживанию, а также совокупная задолженность Укравтодора перед подрядными организациями за работы, выполненные в прошлые годы. Их объем — 3 млрд грн, из которых 2,3 млрд грн за счет собственных средств подрядчиков, 440,6 млн грн — средств спецфонда госбюджета и 69,9 млн грн — за счет кредитных средств. Долг перед подрядчиками за работы, выполненные в предыдущие годы за собственные оборотные средства, планируется погасить до конца этого года (за счет остатков кредитных средств, привлеченных под госгарантии в 2012-2013 годах). Что касается новых заимствований, Укравтодор направил в Министерство финансов проект постановления Кабмина «О предоставлении в 2014 году государственных гарантий по обязательствам Государственного агентства автомобильных дорог».

Сейчас Укравтодор совместно с Министерством инфраструктуры готовит новую Концепцию реформирования управления автодорогами, которой предусматривается передача функций управления автодорогами местного значения и самих дорог в совместную собственность территориальных общин на региональный уровень — областным советам. Продолжится сотрудничество с МФО. Также планируется концессионное строительство автодорог и внедрение платных дорог.

В конце этого года будет проведен один конкурс по привлечению концессионера на строительство и эксплуатацию новой автомобильной дороги Львов — Краковец протяженностью 84,4 км.

Тяжелое положение дорожной отрасли усугубляется еще и тем, что на временно оккупированной территории АР Крым остался целый ряд гособъектов, общая стоимость активов которых достигает 114 млн грн).

Это стратегически важные и мощные производственные базы — здания и сооружения, расположенные на земельных участках общей площадью более 78 га с мощным парком дорожной техники (почти полтысячи единиц) и значительными трудовыми ресурсами (около 1100 специалистов дорожной отрасли).