Поставка новых автомобилей и запчастей для них в Крым практически остановились.

К списку нынешних проблем Крыма может добавиться автомобильная. Уже сейчас поставки новых машин и запчастей к ним на Крымский полуостров прекращены. Вот, что говорит по этому поводу депутат госсовета Крыма, президент группы компаний “Автодель” Михаил Смолянов: “На текущий момент сложилась крайне острая негативная ситуация на внутреннем автомобильном рынке Крыма. Провоцируется не только стагнация, но и полная остановка всего автомобильного бизнеса в Крыму и в Севастополе. Прекратились поставки автомобилей и запасных частей от импортеров Украины, многие автопредприятия Крыма и Севастополя закрыты, работники отправлены в отпуска без содержания”.

Какие-то машины на складах еще есть, но запасы на исходе. Отсутствующие в наличии модели некоторые продавцы предлагают привезти под заказ, однако отправляться за приобретением приглашают… на материк, в Николаев или Херсон. Интересно, что на данный момент долларовые цены пересчитываются в гривну не по курсу Центробанка России, а по курсу украинского межбанка.  Но кто даст гарантию, что к моменту получения заказанного автомобиля его не придется… растамаживать по возвращении в Крым? Напомним, что в Украине ввозная пошлина составляет 10%, тогда как в России она равняется 35%.

Один из крымских дилеров на наш запрос о покупке конкретной, довольно популярной в Украине модели  сообщил, что на складе осталось всего два экземпляра, оба в белом цвете. В то же время представитель компании заверил, что уже в ближайшее время будет решен вопрос о поставках автомобилей со складов российских дистрибьюторов. Приблизительно такой ответ был получен и на вопрос о степени обеспечения СТО запчастями: кое-какие узлы и детали еще есть, а дальше, мол, будем получать из России или непосредственно с заводов-производителей.

На помощь России рассчитывает и Михаил Смолянов. По его словам, если  в ближайшее время не удастся наладить поставки из России, будут закрыты сотни автопредприятий, и тысячи людей останутся без работы. Более того, из-за отказа иностранных производителей поставлять запчасти в непризнанную республику в ближайшее время может прекратиться техническое обслуживание уже существующего автопарка полуострова.

Однако надежды автопродавцов на помощь российских компаний могут и не сбыться: мировые автопроизводители, похоже, намереваются запретить поставку новых автомобилей на полуостров. Об этом сообщил директор международного автомобильного холдинга «Атлант-М Украина» Геннадий Пристром. «Это не просто слухи. Такой вариант действительно обсуждают производители. Вероятность того, что запрет на поставку автомобилей в Крым будет введен, примерно 90%», — пояснил руководитель компании. Речь идет о том, что российским автомобильным дистрибьюторам могут просто не позволить включить Крым в географию своих продаж, ведь «сферы влияния» автопродавцов регламентируются.

Косвенно эту информацию подтвердил и глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко: «Я не уполномочен давать официальные комментарии до тех пор, пока это не сделают автопроизводители. Но могу сказать, что такой вопрос обсуждался».

Немногим лучше жизнь автобизнеса и на материковой части Украины. Хотя отмена утилизационного сбора и уменьшение на треть спецпошлины теоретически снизили стоимость автомобилей на несколько тысяч гривен, цены на иномарки привязаны к курсу иностранных валют, который с начала года вырос по отношению к гривне уже на 40%. При этом покупательная способность населения в условиях политического и экономического кризиса стремительно падает. Свою ложку дегтя вносит и мятежный Восток. В интервью агентству ЛИГАБизнесИнформ глава компании «Еврокар» Олег Боярин так обрисовал ситуацию: «Мы успели максимально сократить деятельность в Крыму еще до эскалации там конфликта. Такие же действия проводим сейчас в Восточной Украине — максимально вывозим оттуда автомобили и до стабилизации ситуации там будет находиться минимальное количество машин, необходимых для работы дилерских центров». Интересный нюанс: около месяца назад одна из компаний, торгующая автомобилями представительского класса, собиралась провести презентацию новой модели в Харькове. Причем для «ограниченного круга лиц» — состоятельных ВИП-покупателей. Но презентацию пришлось отменить, поскольку из 50 потенциальных клиентов, которых намеревались пригласить, в городе осталось лишь… три. Остальные спешно уехали за границу. Как чувствовали?